Обучение » Международная школа психотерапии, консультирования и ведения групп » Программа обучения

Программа обучения

Общий объем 1450 академических часов, из них 1209 аудиторных часов

Скачать полную программу Международной школы в формате документа word

 

Первый год обучения (450 часов)

I. Введение в практику консультирования (164 часа)
Цели и задачи курса: овладение профессиональными навыками и опытом консультирования. Формирование представлений об основных этапах консультирования. Знакомство с концепциями психологического консультирования, работа с вопросами профессионального самоопределения консультанта. Построение сообщества.
Методы: минилекции, общегрупповые упражнения, демонстрационные сессии, обсуждения в группе, ролевые игры с обратной связью, моделирование фрагментов консультативных сессий, упражнения в парах и малых группах.
Содержание:
  1. Понятие о предмете: что такое психологическое консультирование. Консультирование и психотерапия: общее и различия. Основные направления, задачи и методы психологического консультирования. Знакомство с гуманистической концепцией психологической помощи.  Особенности обучения через практику-тренинг. Формирование профессиональной идентификации. Этические нормы. Профессиональная ответственность консультанта и профессиональные границы. (20 часов)
  2. Практические навыки консультирования и их интеграция в групповом и парном взаимодействии: словарь чувств, отражение чувств, перефразирование, рефлексия собственных переживаний, присоединение чувств к содержанию, рефрейминг, обратная связь, понимание как принятие, эмпатия, невербальная коммуникация. (40 часов)
  3. Знакомство с этапами (стадиями) процесса консультирования: построение и поддержание контакта, исследование запроса клиента, различие между проблемой и ситуацией, понятие о психологическом диагнозе и контракте, переформулирование контракта, интеграция опыта («граундинг»). (32 часа)
  4. Консультирование как процесс, практическая проработка этапов консультирования. Построение гипотез, возможные стратегии и тактики, оценка эффективности. (24 часа)
  5. Понятие кризиса. Психологическая помощь при кризисных состояниях («кризисная интервенция»): острое горе, утрата, суицидальные состояния. Специфика телефонного консультирования. Подготовка к практике на телефоне экстренной психологической помощи под супервизорским наблюдением. (48 часов) 

 

II. Супервизорство (153 часа)
Цели и задачи курса: знакомство с различными видами супервизорской практики. Овладение методами и навыками эффективной профессиональной само- и взаимопомощи. Получение опыта отношений в супервизии. Знакомство с профессиональными и этическими нормами супервизорской практики.
Методы: минилекции, общегрупповые упражнения, демонстрационные сессии, обсуждения в группе, ролевые игры с обратной связью, моделирование фрагментов консультативных сессий, упражнения в парах и малых группах, включенная супервизия.
Содержание:
  1. Введение в практику супервизии: понятие о супервизии, ее целях и задачах. Формы и виды супервизии. Границы супервизии, роль супервизора. Структура супервизорской сессии. (20 часов)
  2. Работа в репетиторских группах. (48 часов)
  3. Работа с клиентами под супервизорским наблюдением (практика). (60 часов)
  4. Работа в супервизорских группах. (20 часов)
  5. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. (5 часов)

 

III. Самостоятельная работа (55 часов)
Цели и задачи: осмысление концептуальных основ осваиваемых практических навыков, развитие способности к наблюдению и рефлексии, знакомство с различными подходами в психологическом консультировании.
Содержание:
  1. Описание сессий и обсуждение сессий с куратором. (25 часов)
  2. Написание реферата на выбранную тему с последующим обсуждением. (25 часов)
  3. Написание эссе по окончанию года (рефлексия полученного опыта). (5 часов)

 

IV. Личностная терапевтическая работа (40 часов)
Цели и задачи: предоставление возможности для работы с личными затруднениями, возникающими в процессе обучения и накопления профессионального опыта, приобретение личного опыта индивидуальной и групповой психотерапии, уменьшение влияния дистрессов консультанта на клиента.
Методы и содержание:
  1. Индивидуальные психотерапевтические сессии. (Двадцать сессий по часу - 20 часов)
  2. Групповая психотерапия. (Двенадцать сессий общей продолжительностью 20 часов)

 

V. Основы общей и частной психопатологии (48 часов)
Цели и задачи курса: знакомство с историей и современным состоянием представлений о психических расстройствах, синдромах и заболеваниях, подходами и принципами классификации психических расстройств; сопоставление медицинского и психологического терапевтических подходов.
Методы: лекции и семинарские занятия; работа с литературой; анализ историй болезни пациентов и клинического опыта студентов; групповые дискуссии, ролевые игры.
Содержание:
Семиотика психических расстройств, диагностические критерии, диагноз в психиатрии, классификационные системы, психологическая и медицинская парадигмы, сотрудничество психолога и психиатра, возможные виды психологической помощи, возможности и ограничения в работе психолога, организация психиатрической помощи, закон РФ о психиатрической помощи, психиатрия и права человека, история психиатрии, психофармакология.

 

Второй год обучения (480 часов)

I. Психотерапия (204 часа)
Цели и задачи курса: знакомство с основными принципами психотерапии и психотерапевтическими парадигмами; развитие базовых психотерапевтических навыков и формирование профессиональной позиции, основанной на принципах гуманистической и экзистенциальной психологии. Освоение методов и стратегий построения терапевтических отношений. Интегрирование знаний, навыков и опыта в профессиональную психотерапевтическую практику.
Методы: минилекции, ролевые игры, работа в парах и малых группах, групповые дискуссии, демонстрационные психотерапевтические сессии, релаксационно-медитативные упражнения.     
Содержание:
  1. История психотерапии и основные психотерапевтические парадигмы. Возможности и принципы интеграции психотерапевтических подходов. Личностно-центрированный  и экзистенциально-гуманистический подходы. (20 часов)
  2. Теории развития личности и их приложение в психотерапевтической практике. Структура и функции личности; личностное, психическое и трансперсональное (духовное) измерения человеческого опыта. (24 часа)
  3. Психотерапевтический процесс. Пространство внутренних отношений; идентификация и субличности; диссоциация и принцип разотождествления. Природа и сущность терапевтических отношений: границы и ответственность; этический парадокс; отношения “Я-Ты”. Осознавание собственных переживаний и поведения в терапевтическом взаимодействии; перенос и контрперенос; работа с сопротивлением. (60 часов)
  4. Психотерапевтическая сессия. Целостный подход к личности. «Естественный процесс»  и пути достижения терапевтических изменений. Структура сессии; границы времени в терапевтическом пространстве; бытие “здесь и теперь”. Терапевтическое присутствие; эмпатия; терапевтическое принятие и конфронтация. Заземление сессии. Формирование собственного терапевтического стиля. (40 часов)
  5. Освоение интегративных техник и методов психотерапевтической практики. (60 часов)

 

II. Супервизорство в психотерапии (152 часа)
Цели и задачи курса: супервизорство в индивидуальной терапии и консультировании. Развитие навыков эффективной профессиональной взаимопомощи. Профилактика синдрома профессионального выгорания.
Методы и содержание:
  1. Работа в репетиторских группах. (48 часов)
  2. Работа с клиентами под супервизорским наблюдением (практика). (60 часов)
  3. Работа в супервизорских группах. (40 часов)
  4. Просмотр видеоматериалов. (4 часа)

 

III. Самостоятельная работа (90 часов)
Цели и задачи: осмысление концептуальных основ осваиваемых практических навыков, развитие способности к наблюдению и рефлексии, знакомство с различными подходами в психотерапии. Освоение навыка психотерапевтического описания клинических случаев.
Содержание:
  1. Описание случаев с анализом механизма нарушений, обоснование психологического диагноза и обсуждение их с куратором. (40 часов)
  2. Написание реферата на выбранную тему с последующим обсуждением. (30 часов)
  3. Написание автобиографического исследования. (20 часов)

 

IV. Личностная терапевтическая работа (44 часа)
Цели и задачи: продолжение и углубление личного терапевтического опыта, проработка личных затруднений, возникающих в процессе обучения и накопления профессионального опыта, получение личного опыта индивидуальной и групповой психотерапии, уменьшение влияния дистрессов психотерапевта на клиента.
Методы и содержание:
1. Индивидуальные психотерапевтические сессии. (Двадцать сессий по часу - 20 часов)
2. Групповая психотерапия («марафон» - 24 часа)

 

Третий год обучения (520 часов)

I. Ведение групп (175 часов)
Цели и задачи курса: формирование системного видения в работе с группами и семьями; знакомство с основными видами групповой психологической работы;  формирование представлений о групповой динамике и об основных этапах группового психотерапевтического процесса; овладение навыками и умениями, необходимыми ведущему группы; отработка техник и методов групповой работы; обретение опыта фасилитации группового процесса; освоение методики разработки тренинговых программ.
Методы: лекции, групповые дискуссии и групповой диалог, работа в малых группах; анализ личного опыта; практика группового лидерства; моделирование и методические разборы групповых ситуаций, наблюдение за сессиями семейной терапии и динамическими группами с последующим обсуждением; анализ видеоматериалов групповой работы.
Содержание:
  1. Понятие группы; история и основные направления групповых форм психологической работы. (10 часов)
  2. Семейная терапия. Основные модели и практические методы работы. Структурный и функциональный аспекты семейной системы; дисфункции и роль симптома; «идентифицированный пациент»; особенности терапевтического взаимодействия с семьей; циркулярное интервью; генограммное интервью. Детско-родительский опыт в системе отношений. (60 часов)
  3. Построение тренинговых программ и ведение тренинговых групп. Различия между тренинговыми и терапевтическими группами; структура и содержание тренинговых групп; системный подход в работе с группами; стадии тренингового процесса. Алгоритм создания тренинговой программы, пошаговая практическая проработка каждого этапа. (40 часов)
  4. Работа с групповым процессом. Понятие группового контекста, «поля группы». Групповые нормы и правила; групповые защитные механизмы. Фазы группового процесса. Понятие группового диалога. Роль ведущего группы; лидерство и ответственность; построение группового пространства, отработка навыков групповой работы. (40 часов)
  5. Общие принципы работы с организационными системами. (25 часов)

 

II. Супервизорство  (203 часа)
Цели и задачи курса: супервизия супружеской и семейной терапии. Супервизия разработки и проведения тренинговых программ. Получение навыков супервизии работы с группой.
Методы и содержание:
  1. Работа в репетиторских группах. (72 часа)
  2. Ведение групп под супервизорским наблюдением (практика). (60 часов)
  3. Наблюдение за групповой работой с последующим обсуждением. (66 часов)
  4. Просмотр видеоматериалов (5 часов)

 

III. Самостоятельная работа (96 часов)
Цели и задачи: осмысление концептуальных основ осваиваемых практических навыков, развитие способности к наблюдению и рефлексии, знакомство с различными подходами к групповой работе. Подготовка и проведение тренинга, разработанного по заранее выбранной теме.
Содержание:
  1. Разработка и написание макродизайна собственного тренинга по выбранной теме с кураторской поддержкой. (92 часа)
  2. Проведение фрагмента собственного тренинга. (4 часа)

 

IV. Личностная терапевтическая работа (44 часа)
Цели и задачи: личностная работа с затруднениями, возникающими в процессе обучения и накопления профессионального опыта, знакомство с методами интенсивной групповой психотерапии («марафон»).
Методы и содержание:
  1. Индивидуальные психотерапевтические сессии. (Двадцать сессий по часу - 20 часов)
  2. Групповая психотерапия. («марафон» - 24 часа)

 

V. Заключительный Интегрирующий семинар (12 часов)
Цели и задачи: отражение трехлетнего опыта обучения. Осознание и присвоение изменений в профессиональной и личной сфере.
Методы и содержание: групповой диалог студентов и преподавателей.

 

 

* Для участников программы, проводимой декадниками, проживающих за пределами Санкт-Петербурга, 1056 аудиторных часов.

 

Расписание ближайших событий

 
Дата Ведущие Тема  
5,6 января Алена Боровых
Наталия Еркина

"Личные границы как шаг к обретению собственного Я"
Тренинг для тех, кто хочет учиться отстаивать свои взгляды, права, мнения
Подробнее...

*4000
6000
5 января Любовь Осауленко
Светлана Новоселова

"Моя внутренняя опора"
Тренинг для тех, кто хочет стать устойчивее и сильнее
Подробнее...

*2000
3000
6 января Алевтина Марьясова
Елена Иванова

"Смелость быть собой"
Тренинг о том, как перестать играть роли и сбросить маски
Подробнее...

*2000
3000
с 23 января Ася Федотова "Разговор на важные темы". Встречи с родителями
Подробнее...
*2000
2500
2,3,4 февраля Ирина Соколова "Работа с людьми, пострадавшими от насилия". 
Тренинг для психологов и других специалистов помогающих профессий. 
Подробнее...
*6000
*8000
10000
с 3 февраля Инна Ильина
Ирина Васильева
"Семья зависимого человека или что такое созависимость?".
Теория и практика работы. 
Подробнее...
*18000
*20000
25000
20,21,22
февраля
Юлиана Будаи (Венгрия) "Семейный сундук". Психодраматическая мастерская
Подробнее...
*10000
*12000
16000
17,18 марта Ирина Казакова "Время жизни: практическая феноменология темпоральности"
Семинар для начинающих и практикующих психологов, а также всех интересующихся этой темой
Подробнее...
*10000
*12000
16000


*стоимость со скидкой

 

Институт Гармония © 2016