Обучение » Онлайн-мастерская по работе с психотерапевтическими группами » Онлайн-мастерская по работе с психотерапевтическими группами: взгляд изнутри

Онлайн-мастерская по работе с психотерапевтическими группами: взгляд изнутри

Мастерская по работе с психотерапевтическими группами устроена таким образом, что каждый участник в процессе обучения может почувствовать, как групповая терапия "работает изнутри". Каждому предстоит побывать членом психотерапевтической группы в одной части программы, и наблюдателем за групповой работой в другой части программы. И затем вместе с ведущими Мастерской проанализировать происходившее и прояснить все вопросы. Таким образом проходит обучение через собственный опыт. В итоге участники выносят для себя не только профессиональные уроки, но и много личных открытий, благодаря работе в психотерапевтической группе. 

Одна из участниц позволила нам опубликовать отрывки из своих записей во время обучения в Мастерской. Выражаем ей нашу большую благодарность за то, что появилась возможность "заглянуть" внутрь программы. 

"Что я получила в результате участия в терапевтической группе:

Участие в терапевтической группе среди коллег-психологов было для меня непростым, но очень интересным опытом. Мне потребовалось вся моя храбрость, чтобы раскрыться в группе как клиент и позволить себе показать свои уязвимые стороны. Интересным — потому что работа над собой в группе значительно отличается от личной психотерапии: тем, что на меня смотрит множество глаз, тем, что приходится создавать и поддерживать контакт с разными людьми, тем, что каждый из этих людей тоже с чем-то пришел, и приходится искать баланс между тем, чтобы получить достаточно для себя, но при этом дать достаточно места и другим участницам группы. 

Участие в группе было для меня как поиск кого-то, кто проходил через то же самое, что и я, или чувствовал что-то похожее, что и я. Я допускала, что возможно такого человека я не найду, но вышло так, что именно в этой группе нашла. Более того, я понимаю, будь у этой участницы чуть-чуть другой опыт или чуть-чуть другое завершение ее истории, мне бы это «не легло». Но в этот раз удивительным образом оказалось, что именно ее история, ее слова дали мне тот толчок, который помог мне увидеть «системную ошибку», а именно установку, которая 15 с лишним лет мешала мне наслаждаться жизнью. 

Самое болезненное во время участия в группе для меня было проявить собственную уязвимость, показать свой интерес к другим участницам и столкнуться с отказом. Я увидела, что похожим образом уже выбирала людей прежде, и что по сути в моем способе выстраивания взаимоотношений с людьми мало что поменялось за 15-20 лет. Это было открытие. И, в общем-то, неприятное. Зато полезное, так как это уже было что-то, что можно теперь принести на личную терапию и работать с этим. 

Самым важным в работе группы для меня была, наверное, сплоченность. А еще открытость, готовность к уязвимости. Без этого не произошел бы контакт, а он произошел. Как я чудесным образом видела, что попадала в группе в те же ситуации, в которых обычно попадаю в жизни, и хотя это болезненно, но это совершенно потрясающе, так как видно, как на ладони. Группа — как маленький, увеличенный при помощи микроскопа, микро-мир, микро-модель моей жизни. И это не очень приятный, но какой-то очень осязаемый инструмент для самоисследования и самоисцеления. 

А еще человечность ведущих. Так важно было для меня видеть именно человечность, искренность, спонтанность и открытость. Это тоже помогло мне приблизиться к себе, позволить себе увидеть себя неидеальной, уязвимой. 

В целом, опыт участия в терапевтической группе, оставил у меня тень ощущения уязвимости и боли, а также, несмотря на это, глубокую благодарность. Благодарность участницам за их открытость, уязвимость и сплоченность, благодарность ведущим за присутствие «здесь и сейчас» и возвращение участниц, в том числе меня, в «здесь и сейчас», за человечность, теплоту, и особую благодарность за чувство юмора, которое очень помогало остаться на плаву в этом непростом, но очень интересном путешествии к себе и к другим. 

Что мне дала роль наблюдателя за работой психотерапевтической группы:

Роль наблюдателя изначально казалась мне самой сложной. Я боялась того, что мне будет скучно от невозможности активно участвовать: что-то говорить, как-то поддерживать беседу в кругу, задавать вопросы. Мне казалось, что я не смогу быть включенной, я думала, что именно моя активность в беседе помогает мне включаться в процесс. Но в результате уже первого дня наблюдения я с удивлением выяснила для себя, что мои страхи были напрасными. Мне было интересно! И я была включена. 

Самым удивительным было для меня то, что ведущим «можно молчать». Я имею в виду, что в своей работе ведущей групп я всегда проявляла больше активности: больше отражала, перефразировала, задавала вопросы. При наблюдении группы я обнаружила, что ответы на некоторые вопросы, которые я бы хотела задать участницам, если бы сама вела эту группу, участницы обнаруживали сами всего 5-10 минут спустя, тогда как ведущие вообще им этих вопросов не задавали, а просто молча находились в кругу. 

Наверно, это самое поразительное открытие для меня: можно быть менее активной, можно больше молчать. Это не значит быть пассивной или невнимательной. Наоборот, ведущие включались в какие-то острые и важные моменты, но можно быть включенной и молча. 

И как это можно делать технически, я поняла именно из роли наблюдателя. Не имея возможности вступить в беседу, я была вынуждена «молчать и терпеть». Этот навык, определенно, пригодится мне в дальнейшей работе. «Иногда можно просто помолчать», — теперь я так говорю себе. Я уже применила «молчание» на практике, и оно действительно дает результаты. Если я молчу и даю происходящему происходить, какие-то процессы у клиентов запускаются сами собой, и происходят удивительные открытия. Мне бы хотелось получить еще больше опыта в этом, как-то четче для себя определить признаки тех моментов, в которые можно просто помолчать. Кажется, это то, что мне не удалось сделать в процессе наблюдения. По крайней мере, сейчас я не могу четко их обозначить, только какие-то неясные наметки вроде: «пауза может быть дольше, еще дольше», «перебивать и задавать вопросы о чувствах не всегда надо». В общем, это зона для дальнейшего исследования и развития. 

Также важным для меня было заметить, что ведущие очень внимательно не давали процессу уйти в «пустые философские разговоры» и твердо возвращали участниц в круг, в «здесь и сейчас», в общение с конкретными людьми. В этом наверно было одно из самых важных моих открытий: что терапевтическая группа работает через отношения в ней. И для того, чтобы эта работа произошла, необходимо, чтобы отношения строились, чтобы возникали и разрешались конфликты, чтобы участники группы были готовы к открытости и к контакту. И наверно самое важное — чтобы ведущие были устойчивыми, включенными и человечными. 

Относительно сложной задачей было одновременно наблюдать группу, ведущих, участниц, себя, и при этом вести записи. Трудно было найти оптимальный баланс внимания к этим разным процессам. И это тоже замечательный опыт, когда к последнему дню мне удалось его найти, и я стала успевать и наблюдать, и записывать. 

Самое важное, что я для себя поняла про терапевтическую группу в принципе — что терапевтическая группа — это как маленькая модель мира каждого человека: он приходит в нее со своими паттернами поведения, и группа — очень удобный и наглядный инструмент, чтобы рассмотреть свои модели, увидеть себя в них, испробовать новые способы взаимодействия с людьми, научиться другому более глубокому и настоящему уровню контакта, и — посредством этих наблюдений и изменений — исцелиться." 

Расписание ближайших событий

 
Дата Ведущие Тема  
Октябрь 2023 - май 2025 Тамара Сикорская Программа профессиональной подготовки супервизоров для специалистов в области психологического и психотерапевтического консультирования.
Подробнее...
 
Январь 2024 - июнь 2024 Дина Тетерина Идет набор супервизорской группы
Подробнее...
 
Старт 30 марта 2023 Тамара Сикорская Программа "Профессиональная подготовка  групповых терапевтов в области психологического и психотерапевтического консультирования".
Подробнее...
 
9, 10, 23 декабря 2023 Наталья Артеменко Курс "ПРАКТИКИ СЕБЯ И/ИЛИ «ЗАБОТА О СЕБЕ»: ОТ АНТИЧНОЙ EPIMELEIA HEAUTOU ДО СУБЪЕКТА ТРАВМЫ"
Подробнее...
 

 

Институт Гармония © 2023