Дорогие друзья и коллеги!
Приглашаем вас на онлайн-курс Натальи Артеменко
Наталья Артеменко – канд. филос. наук, доцент, историк философии, ведущий преподаватель программ по экзистенциальной терапии, автор более 70 научных публикаций, известный в России и за её пределами феноменолог.
Приглашаются специалисты, заинтересованные в изучении экзистенциальной философии и психологии.
Экзистенциализм как направление современной философской мысли не является системой определенных философских взглядов или отдельной целостной школой. Это, прежде всего, установка философствования, характеризующаяся особым подходом к осмыслению своего предмета – бытия человека. Идеи экзистенциального мировоззрения реализуются в экзистенциальной терапии, основная цель которой - помочь человеку понять и обрести свой подлинный способ жизни, вскрыть парадоксы и дилеммы собственной жизни, найти возможности не просто для выживания и адаптации, но для создания осмысленного будущего, для развития и реализации своего потенциала. В курсе будут рассмотрены основные темы экзистенциальной философии, а также ее влияние на формирование основных идей экзистенциальной психотерапии.
Формат обучения: онлайн на площадке ZOOM
Программа состоит из 6 встреч (всего 26 ак. часов).
Стоимость:
Для слушателей программы "Международная школа психотерапии и консультирования" Института "Гармония" действует специальная стоимость: 12000 рублей.
Расписание:
2 декабря с 18 до 21 часа.
4 декабря с 18 до 21 часа.
9 декабря с 18 до 21 часа.
10 декабря с 18 до 21 часа.
16 декабря с 18 до 21 часа.
21 декабря с 10 до 15.30 часов (перерыв на обед с 13 до 14 часов).
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ
Экзистенциализм – одно из самых влиятельных философских течений XX века, объединившее в себе таких несхожих мыслителей как Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Габриель Марсель, Альбер Камю, Мартин Бубер, Пауль Тиллих, Людвиг Бинсвангер. Однако родоначальником экзистенциальной философии принято считать Сёрена Кьеркегора, жившего в первой половине XIX века. После ранней смерти его забыли более чем на полвека, но в начале XX столетия его труды начали переиздавать, и именно тогда, между Первой и Второй мировыми войнами, оформилась экзистенциальная философия, которая по сути своей является кризисной философией. Расцвет ее развития связан с эпохой больших потрясений, поэтому в центре экзистенциализма – бытие человека, поиск подлинного человека, способного бросить вызов миру, встретиться с самим собой, это попытка обнаружить способы ускользания человека в «неподлиность», «кажимость». Мы расстаемся с представлением о мире, где властвуют четкие, жесткие, однозначные законы и предсказуемость, в жизни человека есть много недетерминированного, непредсказуемого. Экзистенциализм решительно вскрывает самые сокровенные и острые проблемы человеческого бытия, не имеющие однозначного решения, которые, по мнению А. Камю, выражаются основным вопросом всей философии: «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?». «Настроение экзистенциализма» – это настроение человека, ищущего смысл, собственную «уместность» в мире. Главная цель экзистенциального подхода состоит в том, чтобы снова, или даже впервые, человек смог ощутить себя реально живущим, то есть прийти к осознанию самого себя, живущего среди ограничений и возможностей человеческой жизни.
Экзистенциализм как направление современной философской мысли не является системой определенных философских взглядов или отдельной целостной школой. Это, прежде всего, установка философствования, характеризующаяся особым подходом к осмыслению своего предмета – бытия человека. Описание и анализ экзистенциальных структур повседневного опыта человека в его полноте, конкретности, уникальности и изменчивости, то есть в реальной полноте непосредственных контактов человека с миром и с Другим становится основой экзистенциализма.
Под влиянием идей экзистенциальной философии и экзистенциального анализа постепенно оформляется экзистенциальная психология. Обычно появление экзистенциальной психологии отсчитывают с публикации статьи 1930 года «Сновидения и существование» швейцарского психиатра Людвига Бинсвангера. С 1940-х до 1960-х годов в экзистенциальной психологии сформировались основные школы: (1) Швейцарская школа, основанная Л. Бинсвангером, которая носит также название Dasein-анализа, т.к. сформировалась под влиянием идей М. Хайдеггера. В послевоенный период основным лидером швейцарской школы был Медард Босс, последователь и одновременно конкурент Бинсвангера (современный представитель - А. Хольцхей-Кунц). (2) В 1940–1950-е годы возникает философско-психологическое учение о стремлении к смыслу Виктора Франкла. Впоследствии формируется австрийская школа экзистенциальной психологии — школа логотерапии (Э. Лукас, А. Баттиани) и экзистенциального анализа (А. Лэнгле). (3) В 1960-е появилась британская школа, связанная с именем Рональда Лэйнга (современные представители – Э. ван Дорцен и Э. Спинелли). (4) Американская школа связана с именами Ролло Мэя и Дж. Бьюдженталя. Современным продолжателем американской школы стал К. Шнайдер, отдельно стоит так же упомянуть И. Ялома.
Несмотря на разность подходов, есть ряд проблемных областей, которые объединяют все направления экзистенциальной психологии: проблемы времени, жизни и смерти;
проблемы интерсубъективности (отношения Я-Ты), любви и одиночества;
проблемы свободы, ответственности, выбора;
проблемы смысла и бессмысленности существования.
Идеи экзистенциального мировоззрения реализуются в экзистенциальной терапии, основная цель которой - помочь человеку понять и обрести свой подлинный способ жизни, вскрыть парадоксы и дилеммы собственной жизни, найти возможности не просто для выживания и адаптации, но для создания осмысленного будущего, для развития и реализации своего потенциала.
В этом курсе мы рассмотрим основные темы экзистенциальной философии, а так же ее влияние на формирование основных идей экзистенциальной психологии.
Тематика курса:
Истоки и условия формирования философии экзистенциализма. Основные представители.
Бытие как целостность человека и мира.
Фундаментальные «категории» экзистенциализма.
Экзистенция как выражение специфичности бытия человека.
Бытие на пределе – экзистенциальное существование в пограничных ситуациях.
Временность как определяющее качество бытия человека в мире.
Страх и отчаяние как экзистенциальный опыт.
Экзистенциально-философское понимание смерти.
Проблема свободы и выбора в экзистенциализме. Выбор как выражение свободы.
Экзистенциальные характеристики личности.
Специфика экзистенциальной коммуникации. Выход из себя и экзистенциальное общение «Я» с «Ты».
Семинары сочетают освоение теоретического материала с практическим экзистенциально-ориентированным исследованием ситуаций, представленных участниками, что отражено в трехчастной структуре семинара:
Формат: Курс состоит из шести встреч.
Литература к курсу:
Бердяев, Н. А. Самопознание: (Опыт филос. автобиографии) / Н. А. Бердяев. – М.: Книга, 1991.
Бердяев, Н. А. О назначении человека: сборник / Н. А. Бердяев. – М. : Республика, 1993.
Бинсвангер, Л. Бытие в мире. Введение в экзистенциальную психиатрию. М., 1999.
Бинсвангер, Л. Феноменология и психопатология // Логос. 1992. № 3. С. 125–136.
Boss M. “Daseinanalysis” and psychotherapy. Psychoanalysis and Existential Philosophy. New York: E.P.Dutton Co. 1962.
Бовуар, С. Второй пол. М., 2007.
Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма. Философия существования: перевод / О. Ф. Больнов. – СПб.: Лань, 1999.
Бросова, Н. З. Лесные тропы бытия. Феноменология истории М. Хайдеггера / Н. З. Бросова // Вопросы философии. – 2006. – №11. – С. 155-163.
Бубер, М. Я и ты // Два образа веры. М., 2014.
Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта. М: Корвет, 2015.
Визгин, В. П. Лев Шестов и экзистенциальная жизнь / В. П. Визгин // Философские науки. – 2006. – №7. – С. 138-155.
Визгин, В. П. Ницше и Марсель: «Смерть Бога» и кризис культуры / В. П. Визгин // Философские науки. – 2007. – №. – С. 36-55.
Визгин, В. П. Хайдеггер и Марсель / В. П. Визгин // Вопросы философии. – 2007. – №8. – С. 135-145.
Визгин, В. П. Язык экзистенции в «Постскриптуме» Кьеркегора / В. П. Визгин // Философские науки. – 2009. – №7. – С. 84-52.
Власова, О. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: История, мыслители, проблемы. М.: Издательский дом. Территория будущего, 2010.
Гайденко, П. П. Мартин Хайдеггер: изначальная временность как бытийное основание экзистенции / П. П. Гайденко // Вопросы философии. – 2006. – №3. – С. 165-182.
Гайденко, П. П. Экзистенциализм и проблема культуры / П. П. Гайденко. – М.: Высшая школа, 1986.
Гуссерль, Э. Кризис европейского человека и современная философия / Э. Гуссерль // Вопросы философии. – 1986. – № 3. – С. 101-116.
Дорцен ван, Э. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия. Ростов-на-Дону, 2007.
Дата | Ведущие | Тема | ||
октябрь 2024 | Анна Родина | Аутентичное Движение как практика присутствия себе и другому Подробнее... |
||
октябрь 2024 | Ася Бубнова | Терапевтическая группа Подробнее... |
||
октябрь 2024 | Кристина Любимцева и Елена Фисун | Программа "Школа тренеров. Корпоративное обучение и психологические тренинги" Подробнее... |
||
ноябрь 2024 | Анна Мельникова | Онлайн-программа "Психологическое и психотерапевтическое консультирование в работе с психической травмой" Подробнее... |
||
октябрь 2024 и февраль 2025 | Ситникова Наталья и Дина Валеева | Программа подготовки консультантов экстренной психологической помощи Подробнее... |
||
декабрь 2024 | Наталья Артеменко | Онлайн-курс "Экзистенциальная философия и психология" Подробнее... |
||
январь 2025 | Юлия Буканова | Семинар "Экзистенциальный взгляд на работу с чувствами в психотерапии" Подробнее... |
||
март 2025 и сентябрь 2025 | Преполаватели Института Гармония |
Международная школа психотерапеии, консультирования и ведения групп |
||
май 2025 | Тамара Сикорская | Программа профессиональной подготовки супервизоров для специалистов в области психологического и психотерапевтического консультирования Подробнее... |
Институт Гармония © 2023