Обучение » Международная школа психотерапии, консультирования и ведения групп » Программа обучения

Программа обучения

Идет набор в 2 группы: стартующую 19 марта 2024 (обучение в формате декадников) в сентябре 2024 года (обучение по выходным и в вечернее время). 

Общий объем 1450 академических часов, из них 1209 аудиторных часов* **

Первый год обучения (450 часов)

I. Введение в практику консультирования. Тренинги и семинары (164 часа)
Цели и задачи курса: овладение профессиональными навыками и опытом консультирования. Формирование представлений об основных этапах консультирования. Знакомство с концепциями психологического консультирования, работа с вопросами профессионального самоопределения консультанта. Построение сообщества.
Методы: минилекции, общегрупповые упражнения, демонстрационные сессии, обсуждения в группе, ролевые игры с обратной связью, моделирование фрагментов консультативных сессий, упражнения в парах и малых группах.
Содержание:
  1. Понятие о предмете: что такое психологическое консультирование. Консультирование и психотерапия: общее и различия. Основные направления, задачи и методы психологического консультирования. Особенности обучения через практику-тренинг. Формирование профессиональной идентичности экзистенциального консультанта. Этические нормы экзистенциального консультанта. Профессиональная ответственность и профессиональные границы. (20 часов)
  2. Практические навыки консультирования и их интеграция в групповом и парном взаимодействии: словарь чувств, отражение чувств, перефразирование, рефлексия собственных переживаний, присоединение чувств к содержанию, рефрейминг, обратная связь, понимание как принятие, эмпатия, невербальная коммуникация. (40 часов)
  3. Знакомство с этапами (стадиями) процесса консультирования: построение и поддержание контакта, исследование запроса клиента, различие между проблемой и ситуацией, понятие о психологическом диагнозе и контракте, переформулирование контракта, интеграция опыта. (32 часа)
  4. Консультирование как процесс, практическая проработка этапов консультирования. Возможные стратегии и тактики, оценка эффективности. (24 часа)
  5. Понятие психологического кризиса. Помощь при кризисных состояниях («кризисная интервенция»): острое горе, утрата, суицидальные состояния. Специфика телефонного консультирования. Подготовка к практике на телефоне экстренной психологической помощи под супервизорским наблюдением. (48 часов) 

 

II. Супервизорство (153 часа)
Цели и задачи курса: знакомство с различными видами супервизорской практики. Овладение методами и навыками эффективной профессиональной само- и взаимопомощи. Получение опыта отношений в супервизии. Знакомство с профессиональными и этическими нормами супервизорской практики.
Методы: минилекции, общегрупповые упражнения, демонстрационные сессии, обсуждения в группе, ролевые игры с обратной связью, моделирование фрагментов консультативных сессий, упражнения в парах и малых группах, включенная супервизия.
Содержание:
  1. Введение в практику супервизии: понятие об экзистенциальной супервизии, ее целях и задачах. Формы и виды супервизии. Границы супервизии, роль супервизора. Структура супервизорской сессии. (20 часов)
  2. Работа в репетиторских группах. (48 часов)
  3. Работа с клиентами под супервизорским наблюдением (практика). (60 часов)
  4. Работа в супервизорских группах. (20 часов)
  5. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. (5 часов)

 

III. Самостоятельная работа (53 часа)
Цели и задачи: осмысление концептуальных основ осваиваемых практических навыков, развитие способности к наблюдению и рефлексии, знакомство с различными подходами в психологическом консультировании.
Содержание:
  1. Описание сессий и обсуждение сессий с куратором. (15 часов)
  2. Письменная работа по итогам первого этапа обучения на тему: «Профессионально-этические вопросы в практике консультирования и психотерапии». Обсуждение работы с куратором. (15 часов)

  3. Работа с литературой. (23 часа)

 

IV. Динамическая группа личного и профессионального развития (36 часов)
Цели и задачи: предоставление возможности для работы с личными затруднениями, возникающими в процессе обучения и накопления профессионального опыта, с целью уменьшения влияния дистрессов консультанта на клиента; приобретение опыта участия в динамической группе.
Методы и содержание:
  1. Учебно-методическая группа экзистенциального опыта. (Двенадцать сессий общей продолжительностью 36 часов).

 

V. Основы общей и частной психопатологии (48 часов)
Цели и задачи курса: знакомство с историей и современным состоянием представлений о психических расстройствах, синдромах и заболеваниях, подходами и принципами классификации психических расстройств; сопоставление медицинского и психологического терапевтических подходов.
Методы: лекции и семинарские занятия; работа с литературой; анализ историй болезни пациентов и клинического опыта студентов; групповые дискуссии, ролевые игры.
Содержание:
Семиотика психических расстройств, диагностические критерии, диагноз в психиатрии, классификационные системы, психологическая и медицинская парадигмы, сотрудничество психолога и психиатра, возможные виды психологической помощи, возможности и ограничения в работе психолога, организация психиатрической помощи, закон РФ о психиатрической помощи, психиатрия и права человека, история психиатрии, психофармакология.

 

Второй год обучения (480 часов)

I. Психотерапия. Тренинги и семинары (204 часа)
Цели и задачи курса: знакомство с основными принципами экзистенциального подхода, основными особенностями и отличиями от других психотерапевтических парадигм; развитие базовых психотерапевтических навыков и формирование профессиональной позиции; освоение навыков построения терапевтических отношений и интегрирование знаний, навыков и опыта в профессиональную психотерапевтическую практику.
Методы: лекции, демонстрационные психотерапевтические сессии, групповые дискуссии, упражнения, направленные на получение профессионального и личностного опыта, ролевые игры, работа в парах и малых группах.     
Содержание:
  1. Основные принципы экзистенциального подхода в психотерапии. Введение в экзистенциальную терапию. (20 часов)
  2. Экзистенциальная философия и принципы феноменологического метода. (24 часа)
  3. Терапевтическая позиция экзистенциального психотерапевта. Освоение ключевых понятий: интерсубъективность и взаимосвязанность; неопределенность и тревога; бытие и мировидение. (50 часов)
  4. Профессиональная этика экзистенциального психотерапевта (10 часов)
  5. Терапевтические отношения в экзистенциальной перспективе. Я и Другой. Сеттинг. Психотерапевтическая сессия: структура, границы и ответственность. Терапевтическое принятие, вызов и поддержка в терапии. Работа с интенсивными переживаниями. Актуализация, осознание и принятие опыта в терапевтической работе. (40 часов)
  6. Понимание бессознательного в экзистенциальном подходе. Работа со сновидческой реальностью, фантазиями и воображением. Психологические защиты, перенос, контрперенос. Воплощенность бытия: понимание телесности в экзистенциально-феноменологической перспективе. Интеграция опыта. (60 часов)

 

II. Супервизорство в психотерапии (152 часа)
Цели и задачи курса: супервизорство в индивидуальной терапии и консультировании. Развитие навыков эффективной профессиональной взаимопомощи. Профилактика синдрома профессионального выгорания.
Методы и содержание:
  1. Работа в репетиторских группах. (48 часов)
  2. Работа с клиентами под супервизорским наблюдением (практика). (60 часов)
  3. Работа в супервизорских группах. (40 часов)
  4. Просмотр видеоматериалов. (4 часа)

 

III. Самостоятельная работа (100 часов)
Цели и задачи: осмысление концептуальных основ осваиваемых практических навыков, развитие способности к наблюдению и рефлексии, знакомство с различными подходами в психотерапии. Освоение навыка психотерапевтического описания клинических случаев.
Содержание:
  1. Описание случаев с анализом терапевтического процесса, обоснованием терапевтического понимания клиента, терапевтических отношенний и собственных действий, и обсуждение их с куратором. (40 часов)
  2. Написание реферата на выбранную тему с последующим обсуждением. (30 часов)
  3. Написание автобиографического исследования. (30 часов)

 

IV. Групповая терапевтическая работа (24 часа)
Цели и задачи: продолжение и углубление личного терапевтического опыта, проработка личных затруднений, возникающих в процессе обучения и накопления профессионального опыта, получение личного опыта групповой психотерапии, уменьшение влияния дистрессов психотерапевта на клиента.
Методы и содержание:
1. Групповая психотерапия («марафон» - 24 часа)

 

Третий год обучения (520 часов)

I. Ведение групп. Тренинги и семинары (175 часов)
Цели и задачи курса: формирование системного видения в работе с группами и семьями; знакомство с основными видами групповой психологической работы;  формирование представлений о групповой динамике и об основных этапах группового психотерапевтического процесса; овладение навыками и умениями, необходимыми ведущему группы; отработка техник и методов групповой работы; обретение опыта фасилитации группового процесса; освоение методики разработки тренинговых программ.
Методы: лекции, групповые дискуссии и групповой диалог, работа в малых группах; анализ личного опыта; практика группового лидерства; моделирование и методические разборы групповых ситуаций, наблюдение за сессиями семейной терапии и динамическими группами с последующим обсуждением; анализ видеоматериалов групповой работы.
Содержание:
  1. Понятие группы; феноменология группы; основные направления групповых форм психологической работы. (10 часов)
  2. Терапия пар и семей. Основные модели и практические методы работы. Структурный и функциональный аспекты семейной системы; дисфункции и роль симптома; «идентифицированный пациент»; особенности терапевтического взаимодействия с семьей; циркулярное интервью; генограммное интервью. Детско-родительский опыт в системе отношений. (60 часов)
  3. Построение тренинговых программ и ведение тренинговых групп. Различия между тренинговыми и терапевтическими группами; структура и содержание тренинговых групп; системный подход в работе с группами; стадии тренингового процесса. Алгоритм создания тренинговой программы, пошаговая практическая проработка каждого этапа. (40 часов)
  4. Работа с групповым процессом. Понятие группового контекста, «поля группы». Групповые нормы и правила; групповые защитные механизмы. Фазы группового процесса. Понятие группового диалога. Роль ведущего группы; лидерство и ответственность; построение группового пространства, отработка навыков групповой работы. Обсуждение заключительных практических работ (65 часов)

 

II. Супервизорство  (203 часа)
Цели и задачи курса: супервизия супружеской и семейной терапии. Супервизия разработки и проведения тренинговых программ. Получение навыков супервизии работы с группой.
Методы и содержание:
  1. Работа в репетиторских группах. (72 часа)
  2. Ведение групп под супервизорским наблюдением (практика). (60 часов)
  3. Наблюдение за групповой работой с последующим обсуждением. (66 часов)
  4. Просмотр видеоматериалов (5 часов)

 

III. Самостоятельная работа (106 часов)
Цели и задачи: осмысление концептуальных основ осваиваемых практических навыков, развитие способности к наблюдению и рефлексии, знакомство с различными подходами к групповой работе. Подготовка и проведение тренинга, разработанного по заранее выбранной теме.
Содержание:
  1. Разработка и написание макродизайна собственного тренинга по выбранной теме с кураторской поддержкой. (102 часа)
  2. Проведение фрагмента собственного тренинга. (4 часа)

 

IV. Группа экзистенциального опыта (24 часа)
Цели и задачи: личностная работа с затруднениями, возникающими в процессе обучения и накопления профессионального опыта, знакомство с методами интенсивной групповой работы.
Методы и содержание:
  1. Динамическая группа. (24 часа)

 

V. Интегрирующий семинар (12 часов)
Цели и задачи: отражение трехлетнего опыта обучения. Осознание и присвоение изменений в профессиональной и личной сфере.
Методы и содержание: групповой диалог студентов и преподавателей.

 

 

* Для участников программы, проводимой декадниками, проживающих за пределами Санкт-Петербурга, 1056 аудиторных часов.

** Дополнительно к Программе каждый слушатель обязан проходить 20 сессий индивидуальной терапии ежегодно (60 часов за три года) и 15 сессий индивидуальной супервизии за три года обучения. Обращаем внимание, что индивидуальная терапия и индивидуальная супервизия не включены в стоимость обучения. 

Расписание ближайших событий

 
Дата Ведущие Тема  
Октябрь 2023 - май 2025 Тамара Сикорская Программа профессиональной подготовки супервизоров для специалистов в области психологического и психотерапевтического консультирования.
Подробнее...
 
Январь 2024 - июнь 2024 Дина Тетерина Идет набор супервизорской группы
Подробнее...
 
Старт 30 марта 2023 Тамара Сикорская Программа "Профессиональная подготовка  групповых терапевтов в области психологического и психотерапевтического консультирования".
Подробнее...
 
9, 10, 23 декабря 2023 Наталья Артеменко Курс "ПРАКТИКИ СЕБЯ И/ИЛИ «ЗАБОТА О СЕБЕ»: ОТ АНТИЧНОЙ EPIMELEIA HEAUTOU ДО СУБЪЕКТА ТРАВМЫ"
Подробнее...
 

 

Институт Гармония © 2023