Обучение » Международная школа психотерапии, консультирования и ведения групп » Программа обучения

Программа обучения

Набор на 2020 год завершен. Идет набор в 2 группы: стартующую в марте 2021 года (обучение в формате декадников) и в сентябре 2021 года (обучение по выходным и в вечернее время).

Общий объем 1450 академических часов, из них 1209 аудиторных часов

Первый год обучения (450 часов)

I. Введение в практику консультирования (164 часа)
Цели и задачи курса: овладение профессиональными навыками и опытом консультирования. Формирование представлений об основных этапах консультирования. Знакомство с концепциями психологического консультирования, работа с вопросами профессионального самоопределения консультанта. Построение сообщества.
Методы: минилекции, общегрупповые упражнения, демонстрационные сессии, обсуждения в группе, ролевые игры с обратной связью, моделирование фрагментов консультативных сессий, упражнения в парах и малых группах.
Содержание:
  1. Понятие о предмете: что такое психологическое консультирование. Консультирование и психотерапия: общее и различия. Основные направления, задачи и методы психологического консультирования. Знакомство с гуманистической концепцией психологической помощи. Особенности обучения через практику-тренинг. Формирование профессиональной идентификации. Этические нормы. Профессиональная ответственность консультанта и профессиональные границы. (20 часов)
  2. Практические навыки консультирования и их интеграция в групповом и парном взаимодействии: словарь чувств, отражение чувств, перефразирование, рефлексия собственных переживаний, присоединение чувств к содержанию, рефрейминг, обратная связь, понимание как принятие, эмпатия, невербальная коммуникация. (40 часов)
  3. Знакомство с этапами (стадиями) процесса консультирования: построение и поддержание контакта, исследование запроса клиента, различие между проблемой и ситуацией, понятие о психологическом диагнозе и контракте, переформулирование контракта, интеграция опыта («граундинг»). (32 часа)
  4. Консультирование как процесс, практическая проработка этапов консультирования. Построение гипотез, возможные стратегии и тактики, оценка эффективности. (24 часа)
  5. Понятие кризиса. Психологическая помощь при кризисных состояниях («кризисная интервенция»): острое горе, утрата, суицидальные состояния. Специфика телефонного консультирования. Подготовка к практике на телефоне экстренной психологической помощи под супервизорским наблюдением. (48 часов) 

 

II. Супервизорство (153 часа)
Цели и задачи курса: знакомство с различными видами супервизорской практики. Овладение методами и навыками эффективной профессиональной само- и взаимопомощи. Получение опыта отношений в супервизии. Знакомство с профессиональными и этическими нормами супервизорской практики.
Методы: минилекции, общегрупповые упражнения, демонстрационные сессии, обсуждения в группе, ролевые игры с обратной связью, моделирование фрагментов консультативных сессий, упражнения в парах и малых группах, включенная супервизия.
Содержание:
  1. Введение в практику супервизии: понятие о супервизии, ее целях и задачах. Формы и виды супервизии. Границы супервизии, роль супервизора. Структура супервизорской сессии. (20 часов)
  2. Работа в репетиторских группах. (48 часов)
  3. Работа с клиентами под супервизорским наблюдением (практика). (60 часов)
  4. Работа в супервизорских группах. (20 часов)
  5. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. (5 часов)

 

III. Самостоятельная работа (53 часа)
Цели и задачи: осмысление концептуальных основ осваиваемых практических навыков, развитие способности к наблюдению и рефлексии, знакомство с различными подходами в психологическом консультировании.
Содержание:
  1. Описание сессий и обсуждение сессий с куратором. (15 часов)
  2. Письменная работа по итогам первого этапа обучения на тему: «Профессионально-этические вопросы в практике консультирования и психотерапии». Обсуждение работы с куратором. (15 часов)

  3. Работа с литературой. (23 часа)

 

IV. Динамическая группа личного и профессионального развития (36 часов)
Цели и задачи: предоставление возможности для работы с личными затруднениями, возникающими в процессе обучения и накопления профессионального опыта, с целью уменьшения влияния дистрессов консультанта на клиента; приобретение опыта участия в динамической группе.
Методы и содержание:
  1. Учебно-методическая группа экзистенциального опыта. (Двенадцать сессий общей продолжительностью 36 часов).

 

V. Основы общей и частной психопатологии (48 часов)
Цели и задачи курса: знакомство с историей и современным состоянием представлений о психических расстройствах, синдромах и заболеваниях, подходами и принципами классификации психических расстройств; сопоставление медицинского и психологического терапевтических подходов.
Методы: лекции и семинарские занятия; работа с литературой; анализ историй болезни пациентов и клинического опыта студентов; групповые дискуссии, ролевые игры.
Содержание:
Семиотика психических расстройств, диагностические критерии, диагноз в психиатрии, классификационные системы, психологическая и медицинская парадигмы, сотрудничество психолога и психиатра, возможные виды психологической помощи, возможности и ограничения в работе психолога, организация психиатрической помощи, закон РФ о психиатрической помощи, психиатрия и права человека, история психиатрии, психофармакология.

 

Второй год обучения (480 часов)

I. Психотерапия (204 часа)
Цели и задачи курса: знакомство с основными принципами психотерапии и психотерапевтическими парадигмами; развитие базовых психотерапевтических навыков и формирование профессиональной позиции, основанной на принципах гуманистической и экзистенциальной психологии. Освоение методов и стратегий построения терапевтических отношений. Интегрирование знаний, навыков и опыта в профессиональную психотерапевтическую практику.
Методы: минилекции, ролевые игры, работа в парах и малых группах, групповые дискуссии, демонстрационные психотерапевтические сессии, релаксационно-медитативные упражнения.     
Содержание:
  1. История психотерапии и основные психотерапевтические парадигмы. Возможности и принципы интеграции психотерапевтических подходов. Личностно-центрированный  и экзистенциально-гуманистический подходы. (20 часов)
  2. Теории развития личности и их приложение в психотерапевтической практике. Структура и функции личности; личностное, психическое и трансперсональное (духовное) измерения человеческого опыта. (24 часа)
  3. Психотерапевтический процесс. Пространство внутренних отношений; идентификация и субличности; диссоциация и принцип разотождествления. Природа и сущность терапевтических отношений: границы и ответственность; этический парадокс; отношения “Я-Ты”. Осознавание собственных переживаний и поведения в терапевтическом взаимодействии; перенос и контрперенос; работа с сопротивлением. (60 часов)
  4. Психотерапевтическая сессия. Целостный подход к личности. «Естественный процесс»  и пути достижения терапевтических изменений. Структура сессии; границы времени в терапевтическом пространстве; бытие “здесь и теперь”. Терапевтическое присутствие; эмпатия; терапевтическое принятие и конфронтация. Заземление сессии. Формирование собственного терапевтического стиля. (40 часов)
  5. Освоение интегративных техник и методов психотерапевтической практики. (60 часов)

 

II. Супервизорство в психотерапии (152 часа)
Цели и задачи курса: супервизорство в индивидуальной терапии и консультировании. Развитие навыков эффективной профессиональной взаимопомощи. Профилактика синдрома профессионального выгорания.
Методы и содержание:
  1. Работа в репетиторских группах. (48 часов)
  2. Работа с клиентами под супервизорским наблюдением (практика). (60 часов)
  3. Работа в супервизорских группах. (40 часов)
  4. Просмотр видеоматериалов. (4 часа)

 

III. Самостоятельная работа (100 часов)
Цели и задачи: осмысление концептуальных основ осваиваемых практических навыков, развитие способности к наблюдению и рефлексии, знакомство с различными подходами в психотерапии. Освоение навыка психотерапевтического описания клинических случаев.
Содержание:
  1. Описание случаев с анализом механизма нарушений, обоснование психологического диагноза и обсуждение их с куратором. (40 часов)
  2. Написание реферата на выбранную тему с последующим обсуждением. (30 часов)
  3. Написание автобиографического исследования. (30 часов)

 

IV. Групповая терапевтическая работа (24 часа)
Цели и задачи: продолжение и углубление личного терапевтического опыта, проработка личных затруднений, возникающих в процессе обучения и накопления профессионального опыта, получение личного опыта групповой психотерапии, уменьшение влияния дистрессов психотерапевта на клиента.
Методы и содержание:
1. Групповая психотерапия («марафон» - 24 часа)

 

Третий год обучения (520 часов)

I. Ведение групп (175 часов)
Цели и задачи курса: формирование системного видения в работе с группами и семьями; знакомство с основными видами групповой психологической работы;  формирование представлений о групповой динамике и об основных этапах группового психотерапевтического процесса; овладение навыками и умениями, необходимыми ведущему группы; отработка техник и методов групповой работы; обретение опыта фасилитации группового процесса; освоение методики разработки тренинговых программ.
Методы: лекции, групповые дискуссии и групповой диалог, работа в малых группах; анализ личного опыта; практика группового лидерства; моделирование и методические разборы групповых ситуаций, наблюдение за сессиями семейной терапии и динамическими группами с последующим обсуждением; анализ видеоматериалов групповой работы.
Содержание:
  1. Понятие группы; история и основные направления групповых форм психологической работы. (10 часов)
  2. Семейная терапия. Основные модели и практические методы работы. Структурный и функциональный аспекты семейной системы; дисфункции и роль симптома; «идентифицированный пациент»; особенности терапевтического взаимодействия с семьей; циркулярное интервью; генограммное интервью. Детско-родительский опыт в системе отношений. (60 часов)
  3. Построение тренинговых программ и ведение тренинговых групп. Различия между тренинговыми и терапевтическими группами; структура и содержание тренинговых групп; системный подход в работе с группами; стадии тренингового процесса. Алгоритм создания тренинговой программы, пошаговая практическая проработка каждого этапа. (40 часов)
  4. Работа с групповым процессом. Понятие группового контекста, «поля группы». Групповые нормы и правила; групповые защитные механизмы. Фазы группового процесса. Понятие группового диалога. Роль ведущего группы; лидерство и ответственность; построение группового пространства, отработка навыков групповой работы. (40 часов)
  5. Общие принципы работы с организационными системами. (25 часов)

 

II. Супервизорство  (203 часа)
Цели и задачи курса: супервизия супружеской и семейной терапии. Супервизия разработки и проведения тренинговых программ. Получение навыков супервизии работы с группой.
Методы и содержание:
  1. Работа в репетиторских группах. (72 часа)
  2. Ведение групп под супервизорским наблюдением (практика). (60 часов)
  3. Наблюдение за групповой работой с последующим обсуждением. (66 часов)
  4. Просмотр видеоматериалов (5 часов)

 

III. Самостоятельная работа (106 часов)
Цели и задачи: осмысление концептуальных основ осваиваемых практических навыков, развитие способности к наблюдению и рефлексии, знакомство с различными подходами к групповой работе. Подготовка и проведение тренинга, разработанного по заранее выбранной теме.
Содержание:
  1. Разработка и написание макродизайна собственного тренинга по выбранной теме с кураторской поддержкой. (102 часа)
  2. Проведение фрагмента собственного тренинга. (4 часа)

 

IV. Группа экзистенциального опыта (24 часа)
Цели и задачи: личностная работа с затруднениями, возникающими в процессе обучения и накопления профессионального опыта, знакомство с методами интенсивной групповой работы ("марафон").
Методы и содержание:
  1. Динамическая группа. ("марафон" - 24 часа)

 

V. Интегрирующий семинар (12 часов)
Цели и задачи: отражение трехлетнего опыта обучения. Осознание и присвоение изменений в профессиональной и личной сфере.
Методы и содержание: групповой диалог студентов и преподавателей.

 

 

* Для участников программы, проводимой декадниками, проживающих за пределами Санкт-Петербурга, 1056 аудиторных часов.

 

Расписание ближайших событий

 
Дата Ведущие Тема  
23 ноября Дина Валеева

Онлайн лекция "Чувства и эмоции". Участие бесплатное, необходима предварительная регистрация.

Подробнее

 
27 ноября Плейбек-театр "Давайте посмотрим"

Онлайн перфоманс. Участие бесплатное, необходима предварительная регистрация.

Подробнее

 

12 февраля 2021 года

Дина Валеева, Наталья Ситникова

Программа подготовки консультантов экстренной психологической помощи

Подробнее

 

март 2021 года

Преподаватели Института «Гармония»

Начало обучения I-го курса Международной школы психотерапии, консультирования и ведения групп в формате декадников.

Подробнее

 
       
       

 

Институт Гармония © 2019