Обучение » Программа профессиональной подготовки супервизоров » Программа обучения
Программа обучения
Составитель программы Сикорская Т.В., к.пс.н., доцент кафедры педагогики и психологии; держатель Европейского Сертификата по психотерапии.
1. ВВЕДЕНИЕ
Супервизия стала неотъемлемой частью повседневной деятельности психотерапевтов и психологов. Это один из наиболее эффективных и необходимых методов обучения. Супервизия позволяет специалистам акцентировать внимание на цели и направлении своей работы, формировать системный подход к стратегии и тактике, исследовать, концептуализировать и прогнозировать эффекты психологического воздействия, а также анализировать свои ошибки, корректировать и развивать терапевтические отношения, основные навыки и умения.
Цель программы – освоение навыков супервизорской деятельности и совершенствование профессионального мастерства психологов, психотерапевтов и консультантов в полимодальном подходе.
Задачи: актуализировать и осмыслить практические затруднения слушателей в их профессиональной деятельности; представить супервизорство как реальность и необходимость профессиональной практики; изучить теоретические и практические аспекты ведения супервизорского процесса; ознакомиться с аспектами супервизии различных видов деятельности специалиста; овладевать навыками супервизорского разбора затруднений в собственной профессиональной деятельности; освоить различные формы супервизии и отработать основные приемы и техники супервизирования; способствовать углублению личной, социальной и профессиональной рефлексии, профессиональной этики.
В реализации программы принимают участие приглашенные сертифицированные супервизоры.
Нормативный срок освоения программы: 406 академических часов.
Формы обучения: лекции, интенсивное групповое обучение, семинары, практические занятия, различные виды супервизии, самостоятельная работа.
2. Учебный план программы подготовки супервизоров (повышение квалификации) «Основы супервизии»
Режим занятий: 9 сессий по 4 дня с перерывом в 2-3 месяца.
№ п/п
|
Наименование
разделов и дисциплин
|
Всего час.
|
В том числе
|
Форма контроля
|
Лекции
|
Самостоя-тельная работа слушателей
|
Практические, семинарские занятия
|
1
|
Введение в программу
|
2
|
2
|
|
|
|
2
|
Теория супервизии и экзистенциальной терапии
|
50
|
25
|
15
|
10
|
|
3
|
Анализ терапевтических случаев в группе
|
60
|
|
|
60
|
Супервизии в группе,
самоанализ
|
4
|
Индивидуальная супервизия случаев в группе
|
60
|
|
|
60
|
Супервизии в группе,
самоанализ
|
5
|
Индивидуальные супервизии ведущих программы в группе
|
16
|
|
|
16
|
|
6
|
Практика супервизий в малых группах
|
72
|
|
48
|
24
|
Супервизии в группе,
самоанализ
|
7
|
Супервизия аудиозаписей случаев
|
46
|
|
6
|
40
|
Супервизии в группе,
самоанализ
|
8
|
Живая супервизия. Супервизия супервизионной работы
|
40
|
|
|
40
|
Супервизии в группе,
самоанализ
|
9
|
Групповые формы супервизии (балинтовская группа, демогруппа)
|
4
|
|
|
4
|
Супервизии в группе,
самоанализ
|
10
|
Индивидуальные супервизии
|
24
|
|
24
|
|
Отчеты супервизоров
|
11
|
Оценка навыков супервизии – аттестационная работа
|
10
|
|
10
|
|
Составление профессионального заключения
|
12
|
Анализ работы терапевта – аттестационная работа
|
10
|
|
10
|
|
Составление профессионального заключения
|
13
|
Обобщение результатов программы
|
12
|
|
|
12
|
Самоанализ
|
14
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
406
|
27
|
113
|
266
|
|
Практические темы:
- Власть терапевта и супервизора. Распределение ответственности в терапии/супервизии
- Возможности краткосрочной терапии.
- Время в терапии
- Границы в терапии/супервизии
- Доверие и близость в терапии
- Женщины-психотерапевты. Феминистская оптика в терапии и супервизии
- Забота терапевта о себе
- Импровизация в терапии
- Интуиция в работе терапевта
- Искусство задавания вопросов
- Конфронтация в терапии/супервизии
- Особенности консультирования жертв насилия
- Особенности консультирования ЛГБТ-клиентов
- Особенности консультирования при потерях.
- Особенности работы с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями.
- Особенности работы с парами
- Особенности работы с суицидальными клиентами
- Особенности семейного консультирования
- Первичная консультация. Задачи и проблемы
- Перенос и контрперенос
- Работа с зависимостью-созависимостью
- Работа с запросом
- Работа с людьми, переживающими кризис
- Работа с нарциссическим клиентом
- Работа с сопротивлением
- Работа с травмой
- Работа с тревожным клиентом
- Работа со злостью и агрессией
- Страхи и психологическая работа с ними
- Терапевтическое слушание в экзистенциально-феноменологической перспективе
- Терапия при расстройствах пищевого поведения
- Типологическое измерение и уровни развития личности.
- Трудные вопросы в психотерапии: 1) секс, 2) религия/вера, 3) деньги, 4) смерть
- Феномен тревожности терапевта
- Феноменология восприятия
- Этика в психотерапии и супервизии
- Юмор в психотерапии
Расписание модулей
Литература
- Бакирова Г. Х. Групповая супервизия: пространство для возникновения триангулярных отношений и проявления бессознательных чувств. - Ученые записки СПбГИПСР. Выпуск 2. Том 34. 2020
- Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
- Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта — СПб.: Питер, 2001.
- Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии/пер. с англ. А.Б. Фенько. — М.: Независимая фирма "Класс", 1998.
- Бьюдженталь Дж. Психотерапия – это не то, что вы думаете. Психотерапевтическое взаимодействие в живом мгновении. – М.: ИОИ, 2024.
- Варга А., Будинайте Г., Климова С., Микаэлян Л., Фисун Е. Профессиональная супервизия для семейных терапевтов. – СПб.: Питер, 2022.
- Варга А.Я., Галасюк И.Н., Митина О.В. Представления супервизоров и супервизантов о профессиональной супервизии. - Клиническая и специальная психология 2022. Том 11. № 1. С. 120–140.
- Винер Дж., Майзен Р., Дакхэм Дж. Супервизия супервизора: Практика в поиске теории/ Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2006.
- Группа как среда для супервизии: Альманах № 1, 2 / Под ред. ИСиГР (Институт Супервизии и Групповой терапии) – М., 2023.
- Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. — СПб.: БСК, 1997.
- Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер Д. Дж. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций: Руководство для преп. Психодинамич. Психотерапии и психоанализа. Перевод с английского Ю.М. Донца и В.В. Зеленского. – СПб.: Б.С.К., 1997
- Залевский Г.В. Избранные труды: в 6 т. – Томск: Томский государственный университет, 2013. – Т. 4: Психологическая практика и супервизия.
- Залевский Г.В. Психологическая супервизия: учебное пособие для вузов – М.: Издательство Юрайт, 2023.
- Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. Пер. с английского под редакцией В. В. Зеленского и М. В. Ромашкевича. – СПб.: Б.С.К., 1997.
- Кедрова Н.Б. ред. Гештальт. Сообщество. Супервизия. Сборник статей. – М.: Гештальт, 2024.
- Кейсмент П. Обучаясь у пациента / Пер. с англ. – Воронеж: НПО «Модэк», 1995.
- Ковпак Д. В., Граница А. С., Зепсен А. А. Тактики диспута. Когнитивно-поведенческий подход. – СПб, Питер, 2023.
- Кречман Т., Гамбургер А. Коучинг и супервизия, Психодинамическое консультирование руководителей. – М.: Независимая фирма «Класс», 2020.
- Коттлер Дж. О профессии психотерапевта. – СПб.: ООО «Диалектика», 2022.
- Коттлер Дж., Браун Р.. Психотерапевтическое консультирование. - СПб.: Питер, 2001.
- Коттлер Дж.. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. – СПб.: Питер, 2002.
- Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – СПб.: Академический проект, 2008.
- Кочюнас Р. Процесс супервизии: экзистенциальный взгляд. http://hpsy.ru/public/x2271.htm
- Краг О.Т., Шнайдер К. Основы супервизии в экзистенциально-гуманистической терапии. / перевод с англ. - М.: ИОИ, 2018.
- Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. – СПб.: Речь, 2002.
- Кулаков С.А. Супервизия в психотерапии. Учебное пососбие для супервизоров и супервизантов. – СПб: 2022.
- Лифинцев Д. В. Лифинцева, А.А., Анцута А.Н. Супервизия в подготовке специалистов помогающих профессий: Проблема психологических границ. - Ввестник ПСТГУ, Серия iv: педагогика. Психология. 2020. - вып. 56. С. 97–105.
- Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе / пер. с англ. – М.: Класс, 1998.
- Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая психотерапия: Руководство практика. – Ижевск: ERGO, 2016.
- Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая супервизия. – СПб.: Питер, 2024.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Библиотека психологии и психотерапии, Независимая фирма “Класс”, 1999.
- Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия/ Под ред. М.Н. Певзнера, О.М. Зайченко. – Великий Новгород, 2002.
- Рагулина М.В., Ткач Е.Н.. Супервизорская поддержка Сотрудников детских домов и школ-интернатов (экзистенциальный подход). Учебное пособие. – Хабаровск, Издательство ДВГГУ, 2015.
- Решетников М. Трудности и типичные ошибки начала терапии. – СПб: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2009.
- Рождественский Д.С. Разговор с супервизором., или дорога в Авиньон. – Ижевск: ERGO, 2023.
- Руджеро, Дж.М., Казелли, Г., Сассароли, С. Формулировка случая в КПТ как терапевтический процесс — Киев. : “Диалектика”, 2022.
- Спинелли Э. Экзистенциальная терапия. Создание мира отношений. – Бирштонас, HEPI, 2022.
- Старшенбаум Г.В. Работа психолога над собой: техники внутренней супервизии. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
- Спотниц Х. Тенденции в современной психоаналитической супервизии. - https://studfile.net/preview/7247465/page:8/
- Супервизия в психотерапевтической практике. – Издательские решения, 2021.
- Тарарина Е. Супервизия в арт-терапии: сложные случаи и деликатные темы в работе психолога. – М.: ООО «Вариант», 2019.
- Уильямс Э. Вы – супервизор…: Шестифокусная модель, роли и техника в супервизии / пер. с английского Т.С. Драбкиной – М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
- Уолтман С., Кодд III Р., Макфарр Л., Мур Б. Сократовские вопросы в психотерапии и консультировании. – СПб.: Питер, 2024.
- Услуга «Профессиональное (супервизорское) сопровождение специалистов, оказывающих социальные услуги семьям и детям» . Книга 6 / под ред. М. О. Егоровой. – М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013.
- Файн С.Ф., Глассер П.Г. Первичная консультация: Установление контакта и завоевание доверия. – М.: Когито-Центр, 2010.
- Федоров Я. На грани современного анализа. – СПб.: ООО «ИПК БИОНТ», 2020.
- Федоряка Д., Супервизия в психотерапевтической практике. – Издательские решения, 2021.
- Хиггинс Робин. Методы анализа клинических случаев: Руководство для начинающих психотерапевтов. — М., «Когито-Центр», 2003.
- Д., Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002.
- Шульмин М.П. Основы супервизии в социальной работе/Учебное пособие для студентов вузов. Томский университет систем управления и радиоэлектроники/ - Томск, 2013.
- Эббеке-Нолен А. Введение в системную супервизию. – М.: First step, 2020.
- Carrol M., Gilbert M. On being s supervisee. Creating leaning partnerships – 2011.
- Corey Gerald. Theory and Practice of Counseling and Psychotheraphy, Eighth Edition. - Cengage Learning. 2008.
- Supervisor training. Issues and Approaches, edited by Henderson Penny, by Karnac Books Ltd, 2009