О Гармонии » Наша библиотека » Статьи » "Феномен созависимости". Инна Ильина

"Феномен созависимости". Инна Ильина

Мы знаем зависимости от «чего-то» - химических веществ, азартных игр, еды, рискованного поведения и т.д. Когда возникает зависимость «от кого-то» - любимого человека, родителей, детей, человека, которого уже нет в живых, или с которым потерян контакта по разным причинам - это называется созависимостью.

Термин «созависимость» изначально был применен к членам семей алкоголиков и к родителям химически зависимых детей (вне зависимости от того, проживают они вместе в настоящий момент или уже нет). Самым существенным здесь является то, что человек оказывается незащищенным от деструктивного поведения зависимого. Выявилось, что члены семей алкоголиков обладают определенным набором специфических черт – легкой готовностью к отрицанию проблем, демонстрацией беспомощности или готовностью к «спасательству», они обычно с низкой самооценкой и инфантильным поведением в эмоционально напряженных ситуациях и др.

Может быть и другая ситуация: в отношениях между членами семьи присутствовало много стресса и напряжения, гласные или негласные правила не позволяли открыто выражать свои чувства и прямо обсуждать проблемы, родители могли очень контролировали детей, не давая им быть самостоятельными, формируя, таким образом, в детях зависимость от себя. Было замечено, что ребенок из подобной семьи будет обладать теми же характерологическими особенностями, что и ребенок, выросший с химически зависимым родителем или родственником.

Выбирая партнера, такой человек с большой долей вероятности свяжет свою жизнь с тем, кто склонен к зависимостям или к проявлению разного рода насилия.

Это закономерно, так как такой ребенок получил в своей родительской семье послания типа: «Не чувствуй своих чувств, чувствуй мои чувства!», «Не думай о себе!», «Ты не значим!», «Не будь близким», «Не взрослей!» и т.д., и выучился жить в соответствии с этими ожиданиями. То есть, он усвоил, что отличается от других, что «дефективен», и занимать нужно то место в жизни, где можно приспособиться без конфликтов.

С психологической точки зрения жизнь с зависимым человеком ничем не отличается от жизни с любым другим партнером, с которым «плохо». У созависимого человека таков набор личностных особенностей, переживаний, поведенческих реакций и выборов, который позволит «застрять» в любых отношениях так, чтобы не получать удовлетворения от жизни с одной стороны, и не проживать ее настолько «невозможной», чтобы прекратить жить совместно. Это жизнь на грани мучения и привычного «нормально».

Созависимость легко обнаружить, заметив в себе или другом человеке жизненный посыл: «Мне не может быть хорошо до тех пор, пока ты…..» - не бросишь пить, играть, не начнешь хорошо учиться, вести себя со мной подобающим образом, зарабатывать, мыть посуду, перестанешь что-то делать…пока ты не станешь таким, чтобы мне было «хорошо». И вся власть над своим душевным равновесием вручается, таким образом, в руки другого человека.

Как же зарождается созависимость? Является ли это ответной реакцией психики на травматическую ситуации, связанную с длительным пребывание рядом с химически зависимым или тяжело больным человеком? Или это скорей глубоко личностная

проблема, которая активизировалась в определенных условиях? Скорей всего, мы имеем дело с цепочкой дисфункций в роду. Очевидно, что созависимость порождает зависимости. Как же возникла «первичная» созависимость?

Если ребенок растет в эмоционально холодной семье, в семье где есть жестокость и насилие, лицемерие, важны только внешние атрибуты благополучия, а сам ребенок не важен, не интересен как личность, или вообще не нужен, потому что представляет собой нежелательные хлопоты, то естественно, что ребенок будет пытаться себя защитить, подстраиваясь под этот «взрослый мир», как может. И эти «гениальные» изобретения по выживанию в ненормальных условиях будут перенесены в дальнейшую жизнь. То что защищало, станет создавать проблемы. Так рождается созависимость.

То есть, созависимость, как симптом дисфункции родительской семьи может быть перенесен в свою собственную семью, создавая почву для последующих проблем во взаимопонимании, отношениях и т.д.

Созависимость поражает все сферы жизни человека.

В эмоциональной сфере много черно-белого восприятия, отрицательных эмоций больше и они привычней. Ментальная сфере: установки очень жесткие, много долженствований и катастрофичности: «Все пропало!» Тело страдает от психосоматики. Из социальных ролей предпочитают быть спасателем и контролером, так как они «защищают» от вины и стыда. «Жертвенная» позиция погружает в хроническую обиду, жалость к себе. Духовные принципы, такие как отзывчивость, честность, доброта и др. часто или «гипер» или «не до…». Основные механизмы психологических защит – минимизация проблем или их отрицание. Они привыкли «справляться» и не просить о помощи.

В реабилитации и терапии лиц, страдающих зависимостями, необходимо опираться на био-психо-социо-духовную модель заболевания и выздоровления. При работе с созависимыми людьми важно иметь в виду эти четыре компонента тоже. По сути, работа с созависимыми – это максимально полное исследование того, что делает жизнь человека несчастным по всем четырем осям.

Зависимость и созависимость идут по жизни рядом, у этих людей очень много совпадающих характеристик. Занимаясь терапией с такими клиентами, надо быть готовыми обращаться к ряду обязательных «тем», без которых не будет полной картины выздоровления: Дисфункциональность родительской семьи и ее влияние на возникновение созависимости: особенности коммуникации, построения отношений, правил, предписаний и посланий. Спасательский треугольник (треугольник Картмана) в действии. Детские роли выживания. Типичные жизненные сценарии. Стереотипы поведения. «Внутренний ребенок». «Замороженные» и «сложные» чувства – стыд, вина, обида, страх, гнев. Личностные границы. Самооценка. Ответственность и контроль. Одиночество. Самосаботаж. Утраты. Принятие решений. Достижения. «Внутренний родитель». Поддерживающая среда. Забота о себе и др.

Созависимость измучивает душу, мешает личной жизни, вынуждает человека «отказываться от себя». Но парадокс заключается в том, что девизом у многих созависимых могли бы быть слова: «Умру, но не изменюсь!»

Часто такие люди, обращаясь за помощью, «заходят посоветоваться» по поводу другого, очень нехотя смотрят на свой «вклад» в создавшуюся ситуацию, а соглашаясь на длительную терапию, норовят втянуть психолога в свою «игру» или превратить терапию в

приятные безопасные встречи. Созависимым людям, как людям с нарушением привязанности, в любом контакте находиться трудно, будь то терапевтический или любой другой.

На семинаре мы будем исследовать феномен созависимости, формировать и укреплять профессиональную позицию и навыки практической работы, обращаться к собственному опыту созависимости и конртпереносам.

 

Литература:

1. Войтиц Дженет Дж. Взрослые дети алкоголиков: семья, работа , отношения. М., Независимая фирма «Класс», 2014г.

2. Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. СПб, Изд. «Речь», 2003г.

3. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости. М., Независимая фирма «Класс», 2003г.

4. Мехтиханова Н.Н. Психология зависимого поведения. М., изд.Флинта: московский психолого-социальный институт, 2008г.

5. Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости. М: Физкультура и спорт, 1997.

Расписание ближайших событий

 
Дата Ведущие Тема  
20-24 ноября Сергей Валюхов Мастерская по работе с семейными системами
Подробнее...
*34000
*38000
42000
27 ноября Елена Боброва Мастер-класс "Нейробиология и восточные практики"
Подробнее...
2000
28,29 ноября Виктор Каган Мастерская "Трансметодическая психотерапия: между симптомом и проблемой"
Подробнее...
*13000
*15000
20000
30 ноября-1 декабря   «Психологический базар в Гармонии». II-я Конференция для практикующих психологов и психотерапевтов.
Подробнее...
6500
*9000
11000
6-9 февраля
27 февраля-1 марта

Инна Ильина
Ирина Васильева

"Терапевт в терапевтических отношениях и его сильные чувства" - на примере работы с созависимыми клиентами. Мастерская для начинающих и практикующих психологов и психотерапевтов. 
Подробнее...
*35000
*38000
42000
11,12,13 февраля Юлиана Будаи (Венгрия) "Я и деньги". Психодраматическая мастерская
Подробнее...
*12000
*14000
16000
февраль преподаватели Института Гармония Начало обучения по Программе практической подготовки консультантов экстренной психологической помощи
Подробнее...
 
март преподаватели Института Гармония Начало обучения I-го курса Международной школы психотерапии, консультирования и ведения групп в формате трех 10-дневных сессий, для жителей Санкт-Петербурга и других городов
Подробнее...
 
5 марта Елена Ларионова
Сергей Валюхов
Начало обучения в Мастерской по работе с психотерапевтическими группами, 3 сессии по 4 дня
Подробнее...
*48000
*51000
60000
30 апреля - 4 мая    XIII Ежегодная Международная Конференция «Я и Другой: Пространство Отношений»
Подробнее...
 


*стоимость со скидкой

 

Институт Гармония © 2019