О Гармонии » Наша библиотека » Статьи » Тезисы к разговору о "личной свободе". Марк Певзнер

Тезисы к разговору о "личной свободе". Марк Певзнер

Тезисы к разговору с Марком Певзнером о «личной свободе»

Видео можно посмотреть здесь

00:00 — 23:55 — размышления о личной свободе

Мне кажется, что слово изоляция в нашей культуре несет негативную коннотацию: отделенность (от чего-то важного), ограничение (свободы) и т.д. Безусловно, настоящая ситуация (пандемия и вызванные ею ограничения) – это вызов. В своем большинстве, люди вынуждены изменить образ жизни, выйти из зоны привычного. Но, как известно любой вызов – это напряжение, трудность, но, в то же время, это и возможность. Викисловарь объясняет, что слово изоляция происходит от французского глагола isoler – уединять, отделять. Но, это - не отделенность от себя а, даже наоборот, возможность побыть с собой, развить навыки лучшего понимания себя. То есть мы можем рассматривать эту ситуацию как шанс для своего развития. И, как это не странно, обратиться к переживанию личной свободы.

Сартр писал о том, что человек обречен на свободу, имея в виду, что в какой-бы ситуации мы не оказались, у нас есть выбор как к этому относиться. Вот это переживание разных возможностей (по меньшей мере, принимать или не принимать реальность) я и называю личной свободой.

Один мой клиент сетовал на то, что он потерял себя. У него есть история, которая объясняет как это случилось. Как он считает, все началось со знакомства с женщиной, которая впоследствии стала его женой. Очень часто её поведение ставило в тупик, поскольку не соответствовало его представлениям о том, как ведут себя по отношению к партнеру близкие люди. Например, они договаривались провести вместе выходной день. Тем не менее утром этого дня она начинала собираться куда-то. Когда он напоминал о их совместных планах, она говорила: «У меня дела» и, ничего не объясняя уходила. «Я очень дорожил этими отношениями и боялся их потерять. Принял решение принять её такой, чтобы сохранить отношения. Вот так я уступал, отступал и меня теперь, как будто и нет». Он считает, что происходящее сейчас в их отношениях является результатом его выбора. Но, зададимся вопросом – так ли это? Да, действительно, семь лет назад, он сделал выбор. Но жизнь не остановилась в тогда. Их совместная жизнь и отношения это процесс. И когда он говорит, что он уступал, отступал, то, как выясняется, он имеет ввиду что это все результат выбора семилетней давности. Я предложил иной взгляд на историю с «отступлением». Если жизнь – это не застывшая картинка, а процесс, то в разные моменты жизненного пути приходится принимать решения и делать выборы. Зачастую отступление может быть наиболее конструктивным поведение в данный конкретный момент моей жизни. И если я понимаю где я нахожусь, как я это проживаю, что мне сейчас важно и что мне исходя их этого делать, то я сделаю осознанный выбор. И даже если этот выбор в том, чтобы уступить и отступить, то я его сделал сам и он мой. У меня есть чувство внутренней свободы, во многом, связанное с тем, что этот выбор сделал я, что сильно отличается от представления: «выбор был сделан, деваться некуда!». Таким образом, получается, что переживание свободы связано с нашим переживанием того, что можно поступить так или иначе в разнообразных жизненных ситуациях.

Задумываемся ли мы, насколько мы свободны в своей повседневной жизни, я имею в виду и периоды, когда все, условно, хорошо и спокойно. Мы включены в разнообразные области нашей жизни: семья, работа, друзья, увлечения, хобби и интересы и т.д. Мы перемещаемся в соответствии с планами, которые определяются необходимостями, должествованиями, обязательствами и т.п. И в этом движении от одной точки к другой мы проходим, проезжаем через пространства, в которых мы очень часто не присутствуем и пропускаем то, что нас окружает. Таким образом в поле нашего внимания не попадает и то, что может иметь существенное значение, быть важным и интересным для нас. У меня была назначена встреча в Университете. Был солнечный зимний морозный день и я решил пройтись пешком. Мой маршрут пролегал через Дворцовую площадь, которую я миновал направляясь на набережную Макарова. Вечером этого дня я встретился с иностранным коллегой. Когда я поинтересовался как прошел его день он стал рассказывать о своих впечатлениях о ледяном городке на Дворцовой площади, о том как красиво и красочно выглядят эти постройки в лучах яркого солнца. Я прошел через «пустую площадь», а он в этом же месте наслаждался красотой ледяных строений. Как правило, это происходит потому, что наше сознание сосредоточено на движении к определенной цели и сужено до этой конечной точки. Дж. Рейнвотер называет это «синдром выпадения на дороге», другие авторы - «трансом обыденной жизни».

Каждому знакомо ощущение, что она/он винтик в водовороте жизни, так много всего, что нужно, необходимо, следует. Инерция исполнения привычной программы настолько велика, что жизнь превращается в безостановочное движение. Как все успеть? Где взять силы? И, часто это приводит к чувству потерянности: от нас мало что зависит. Как правило, причины происходящего видят во вне: «так сложились обстоятельства», «что делать, мне не повезло», «планида у меня такая»… Многие наши действия мы совершаем автоматически, по инерции, что вызывает ощущение лодки, потерявшей управление и которую несет по океану жизни.

В терапии мы часто встречаемся с примерами того, как человек , не осознавая того, отказывается от свободы. Логика такова: если я переживаю несвободу, у меня нет возможностей, значит с меня и «взятки гладки». Алиса Холцкей Кунц говорила:

«Опыт переживания свободы – настолько страшащий, что мы его по большей части не выдерживаем. Поэтому Кьеркегор называет этот страх «головокружением свободы». Кьеркегор в своем сочинении «Понятие Страха» ( Москва, Издательство «Республика» 1993, с.160) пишет: «Точно так же страх — это головокружение свободы, которое возникает, когда … свобода заглядывает вниз, в свою собственную возможность, хватаясь за конечное, чтобы удержаться на краю».

Перс говорил: «Когда мы находим то место, где человек застрял, мы приходим к удивительному открытию, что этот тупик, как правило, существует лишь в фантазии. В реальности тупика нет. Человек только считает, что в его распоряжении нет собственных ресурсов. Он лишь удерживает себя от использования своих ресурсов, вызывая в воображении множество катастрофических ожиданий. «Люди не будут любить меня», «Я могу сделать что-нибудь глупое», «От меня все откажутся и я умру». С помощью этих катастрофических фантазий мы удерживаем себя от жизни, от существования. .. Эти фантазии удерживают нас от разумного риска, который является посылкой к росту и жизни».

 

«Свобода глядя беспристрастно,

тогда лишь делается нужной,

когда внутри тебя пространство

обширней камеры наружной».

                          И. Губерман

 

23:55 Как с этим быть? Могу ли я как-то влиять на то, что со мной происходит? Какие консруктивные пути для этого есть?

 

Тимоти Голви в книге «Максимальна самореализация» использует метафору тормоза в автомобиле. Он пишет, что для любого средства передвижения главным является наличие надежной тормозной системы и чем сильнее инерция движения, тем важнее знать как это средство остановить. Это справедливо и для нас. Первое, что нужно сделать – это остановиться. Звучит просто, на практике это достаточно тяжело и требует значительных усилий. Сложные, трудные жизненные ситуации вызывают тревогу и напряжение, что естественно нашей природе. Нам не просто с этими чувствами, мы не приучены себя слушать и чувствовать. Нам привычнее оценивать и действовать. Зачастую предпринятые нами действия усиливаю переживание потерянности и тупика. Немецкая пословица гласит: «Какой смысл бежать, если ты находишься не на той дороге?».

 

 

Итак, необходимо сделать усилие «пройти» несколько шагов.

 

  1. 29:55 Первый шаг – остановка, чтобы присутствовать настоящему, реально существующему, а не сформированному представлению о том, что происходит в моей жизни. Как писал Т. Голви «STOP» помогает отключиться от инерции повседневности, восстановить мобильность и жить более осознанно. Жизнь – это непрерывный процесс изменений. Эти изменения происходят как во внешнем так и во внутреннем мире. Иллюстрацией внешних и внутренних изменений является сегодняшняя ситуация с короновирусом. Полгода назад в вашей картине мира была пандемия? А присутствовали ли в каждом из нас на тот момент (полгода назад) мысли, чувства и переживания с этим связанные? Риторические вопросы. Реальность – это то, что происходит сейчас. Ведь прошлого уже нет, а будущего еще нет и, если они и присутствуют, то присутствуют в настоящем, и очень часто мы чувствуем их присутствие тем, как они влияют на переживание настоящего момента.

  2. 33:40 Следующий шаг, который делается в остановке, это вопрос себе: «Что происходит?». Этот вопрос разворачивает нас к ситуациям нашей жизни, позволяет внимательно всмотреться и вдуматься в происходящее, а не отворачивать и не убегать от реальности.

  3. 36:06 Третий шаг – это вопрос, который состоит из нескольких подвопросов: «Как происходящее отражается во мне»? «Что я думаю в связи с этим?» «Что я чувствую в связи с этим?»

  4. 42:12 Четвертый шаг – вопрос: «Что я в этой ситуации хочу?», Ральф Эмерсон заметил: «Мир расступается перед человеком, который знает, куда он идет»

  5. 42:45 Пятый шаг – вопрос, с подвопросами: «Что я делаю в этой ситуации?» «К каким результатам приводят мои действия?». «Помогают ли мои действия реализовать то, что я хочу или, наоборот, препятствую этому?». Я думаю, что контекст последних двух вопросов стирает различие между: «делаю» и «не делаю».

 

Сразу хочу оговориться, что следование этим шагам – не формальный алгоритм, который определяет последовательность вопросов и ответов. Это серьезная работа, которая требует усилий по освоению навыков определенной психологической практики. По сути, это совершенствование и укрепление своей «тормозной системы». Освоение любых навыков это процесс, который требует повторений. Но, каждый может освоить этот инструмент самостоятельно. Для этого требуется организовать себя, а именно, находить соответствующее пространство и выделять время.

45:05 Накапливая опыт такого обращения к себе вы формируете позицию внутреннего наблюдателя (или «срединную» позицию), которая позволяет до определенной степени отстраниться от многообразных реакций, которые возникают у нас в разных жизненных ситуациях. Сильные и интенсивные переживания, которые сопровождают такие периоды нашей жизни захватывают нас, «лишают чувства опоры», «сбивают с ног», «изматывают и отнимают силы». По мере укрепления этих навыков вы сможете занимать эту «срединную» позицию и по отношению к интенсивным переживания, что позволит сохранять устойчивость в сложные жизненные периоды, не терять ориентиры в «бушующем море» эмоций и, таким образом, определять свое «местоположение», слышать и выражать свои потребности, устанавливать цели и прокладывать путь. А это все категории, которые описывают управление движением. Значит, такая практика является развитием навыков навигации своей жизни.

Очень часто человек в ситуации, которая его тяготит и воспринимается им как тупиковая, занимает такую позицию и совершает такие действия, которые только усугубляют ситуацию и поддерживают ощущение тупика. Однако эти действия не находятся в поле его сознания, он не отдает отчет, что он так делает. Но раз он так поступает, то можно сказать, что он делает выбор. С позиции стороннего наблюдателя это так. Но, поскольку сам человек не осознает к чему приводят его действия, то получается, что это «выбор без выбора». Способность занимать срединную позицию позволяет человеку осознать, что то, что происходит с ним во многом определяется тем, как он сам организует свою жизнь. Такой опыт кардинальным образом меняет для человека восприятие происходящего. Он принимает свою долю ответственности за то, что происходит в его жизни, начинает видеть для себя другие возможности. Это создает ощущение увеличения внутреннего пространства возможного выбора, что напрямую связано с переживанием внутренней мобильности, а значит свободы.

53:30 В своей терапевтической практике я сталкиваюсь с тем, что в результате личностной работы человек начинает лучше понимать свою жизнь. Осознает то, как сам участвует в том, чтобы все происходило так как происходит. Обретает способность видеть разные варианты возможного. Но, на данный момент решает оставить все как есть. Может показаться, что ничего не изменилось. Ведь во вне сохранилось все как было. Но если обратиться к этому человеку, то он скажет, что «Я как будто другой человек…. Чувствую, что стал дышать полной грудью. Какая-то уверенность в себе появилась, чувствую, что я многое могу. Это похоже на чувство, что я какой никакой хозяин своей жизни».* Выбор, который он сделал, ничего (и это не совсем так) не поменял во вне, но сильно поменял мироощущение человека. Он сделал выбор с ориентацией на себя, на то, как он себя чувствует в своей жизни и чего ему на данный момент нужно. То есть он сделал выбор из себя, что и привело к переживанию, что он может своей жизнью управлять, к чувству, что он «хозяин своей жизни». Он больше не чувствует себя зажатым в ловушке, «песчинкой, которую движут силы на которые «я повлиять не могу, поскольку я этим не управляю». Можно сказать, что это переход от жизни по инерции - «на автомате», к управлению своей жизнью.

 

* Слова одного их клиентов

Расписание ближайших событий

  Дата Ведущие Тема  
2-5 мая 2024 Юля Буканова и Софья Бадхен XV Ежегодная Конференция "Я и Другой": Пространство Отношений"
Подробнее...
 
апрель и май 2024 Выпускники программы "Международная школа психотерапии и конслуьтирования" Очные бесплатные тренинги 
Подробнее...
 
май 2025 Тамара Сикорская Программа профессиональной подготовки супервизоров для специалистов в области психологического и психотерапевтического консультирования
Подробнее...
 
октябрь 2024 и февраль 2025 Ситникова Наталья и Дина Валеева Программа подготовки консультантов экстренной психологической помощи
Подробнее...
 
сентябрь 2024 - ноябрь 2024  Ирина Гуревич Онлайн-мастерская по работе с детьми
Подробнее...
 
сентябрь - ноябрь 2024 Елена Ларионова и Сергей Валюхов Онлайн-мастерская по работе с психотерапевтическими группами
Подробнее...
 
сентябрь 2024 Преполаватели Института Гармония

Международная школа психотерапеии, консультирования и ведения групп 
Подробнее...

 
 

 

Институт Гармония © 2023