Обучение » Онлайн-мастерская по работе с психотерапевтическими группами » Отзывы участников
Одна из участниц позволила нам опубликовать отрывки из своих записей во время обучения в Мастерской. Выражаем ей нашу большую благодарность за то, что появилась возможность "заглянуть" внутрь программы:
"Что я получила в результате участия в терапевтической группе. Участие в терапевтической группе среди коллег-психологов было для меня непростым, но очень интересным опытом. Мне потребовалось вся моя храбрость, чтобы раскрыться в группе как клиент и позволить себе показать свои уязвимые стороны. Интересным — потому что работа над собой в группе значительно отличается от личной психотерапии: тем, что на меня смотрит множество глаз, тем, что приходится создавать и поддерживать контакт с разными людьми, тем, что каждый из этих людей тоже с чем-то пришел, и приходится искать баланс между тем, чтобы получить достаточно для себя, но при этом дать достаточно места и другим участницам группы.
Участие в группе было для меня как поиск кого-то, кто проходил через то же самое, что и я, или чувствовал что-то похожее, что и я. Я допускала, что возможно такого человека я не найду, но вышло так, что именно в этой группе нашла. Более того, я понимаю, будь у этой участницы чуть-чуть другой опыт или чуть-чуть другое завершение ее истории, мне бы это «не легло». Но в этот раз удивительным образом оказалось, что именно ее история, ее слова дали мне тот толчок, который помог мне увидеть «системную ошибку», а именно установку, которая 15 с лишним лет мешала мне наслаждаться жизнью.
Самое болезненное во время участия в группе для меня было проявить собственную уязвимость, показать свой интерес к другим участницам и столкнуться с отказом. Я увидела, что похожим образом уже выбирала людей прежде, и что по сути в моем способе выстраивания взаимоотношений с людьми мало что поменялось за 15-20 лет. Это было открытие. И, в общем-то, неприятное. Зато полезное, так как это уже было что-то, что можно теперь принести на личную терапию и работать с этим. Самым важным в работе группы для меня была, наверное, сплоченность. А еще открытость, готовность к уязвимости. Без этого не произошел бы контакт, а он произошел. Как я чудесным образом видела, что попадала в группе в те же ситуации, в которых обычно попадаю в жизни, и хотя это болезненно, но это совершенно потрясающе, так как видно, как на ладони. Группа — как маленький, увеличенный при помощи микроскопа, микро-мир, микро-модель моей жизни. И это не очень приятный, но какой-то очень осязаемый инструмент для самоисследования и самоисцеления.
А еще человечность ведущих. Так важно было для меня видеть именно человечность, искренность, спонтанность и открытость. Это тоже помогло мне приблизиться к себе, позволить себе увидеть себя неидеальной, уязвимой. В целом, опыт участия в терапевтической группе, оставил у меня тень ощущения уязвимости и боли, а также, несмотря на это, глубокую благодарность. Благодарность участницам за их открытость, уязвимость и сплоченность, благодарность ведущим за присутствие «здесь и сейчас» и возвращение участниц, в том числе меня, в «здесь и сейчас», за человечность, теплоту, и особую благодарность за чувство юмора, которое очень помогало остаться на плаву в этом непростом, но очень интересном путешествии к себе и к другим.
Что мне дала роль наблюдателя за работой психотерапевтической группы. Роль наблюдателя изначально казалась мне самой сложной. Я боялась того, что мне будет скучно от невозможности активно участвовать: что-то говорить, как-то поддерживать беседу в кругу, задавать вопросы. Мне казалось, что я не смогу быть включенной, я думала, что именно моя активность в беседе помогает мне включаться в процесс. Но в результате уже первого дня наблюдения я с удивлением выяснила для себя, что мои страхи были напрасными. Мне было интересно! И я была включена.
Самым удивительным было для меня то, что ведущим «можно молчать». Я имею в виду, что в своей работе ведущей групп я всегда проявляла больше активности: больше отражала, перефразировала, задавала вопросы. При наблюдении группы я обнаружила, что ответы на некоторые вопросы, которые я бы хотела задать участницам, если бы сама вела эту группу, участницы обнаруживали сами всего 5-10 минут спустя, тогда как ведущие вообще им этих вопросов не задавали, а просто молча находились в кругу. Наверно, это самое поразительное открытие для меня: можно быть менее активной, можно больше молчать. Это не значит быть пассивной или невнимательной. Наоборот, ведущие включались в какие-то острые и важные моменты, но можно быть включенной и молча.
И как это можно делать технически, я поняла именно из роли наблюдателя. Не имея возможности вступить в беседу, я была вынуждена «молчать и терпеть». Этот навык, определенно, пригодится мне в дальнейшей работе. «Иногда можно просто помолчать», — теперь я так говорю себе. Я уже применила «молчание» на практике, и оно действительно дает результаты. Если я молчу и даю происходящему происходить, какие-то процессы у клиентов запускаются сами собой, и происходят удивительные открытия. Мне бы хотелось получить еще больше опыта в этом, как-то четче для себя определить признаки тех моментов, в которые можно просто помолчать. Кажется, это то, что мне не удалось сделать в процессе наблюдения. По крайней мере, сейчас я не могу четко их обозначить, только какие-то неясные наметки вроде: «пауза может быть дольше, еще дольше», «перебивать и задавать вопросы о чувствах не всегда надо». В общем, это зона для дальнейшего исследования и развития.
Также важным для меня было заметить, что ведущие очень внимательно не давали процессу уйти в «пустые философские разговоры» и твердо возвращали участниц в круг, в «здесь и сейчас», в общение с конкретными людьми. В этом наверно было одно из самых важных моих открытий: что терапевтическая группа работает через отношения в ней. И для того, чтобы эта работа произошла, необходимо, чтобы отношения строились, чтобы возникали и разрешались конфликты, чтобы участники группы были готовы к открытости и к контакту. И наверно самое важное — чтобы ведущие были устойчивыми, включенными и человечными. Относительно сложной задачей было одновременно наблюдать группу, ведущих, участниц, себя, и при этом вести записи. Трудно было найти оптимальный баланс внимания к этим разным процессам. И это тоже замечательный опыт, когда к последнему дню мне удалось его найти, и я стала успевать и наблюдать, и записывать.
Самое важное, что я для себя поняла про терапевтическую группу в принципе — что терапевтическая группа — это как маленькая модель мира каждого человека: он приходит в нее со своими паттернами поведения, и группа — очень удобный и наглядный инструмент, чтобы рассмотреть свои модели, увидеть себя в них, испробовать новые способы взаимодействия с людьми, научиться другому более глубокому и настоящему уровню контакта, и — посредством этих наблюдений и изменений — исцелиться."
Участница
"Для меня эффект от мастерской ушёл в три направления: личное, меня, как группового терапевта, и меня, как индивидуального терапевта. Последнее, наверно, самое удивительное. После программы и дальнейшего погружения в тему групповой работы с новой стороны получилось посмотреть на индивидуальное консультирование. Стало легче обращаться к тому, что происходит в кабинете прямо в данный момент между мной и клиентом, и отмечать нюансы, которые раньше я бы упустила. Ещё работа в мастерской помогла мне активнее использовать конфронтацию в своей практике. Спасибо за отличную её демонстрацию.) И я начала вести группы. Уже идёт вторая долгосрочная группа. В самом начале одной из сложностей было то, что в ходе индивидуальной работы часто появлялась мысль: "О, тут прекрасно бы предложить групповую терапию". Сейчас она не так назойлива. Очень поддерживают супервизии, которые я беру у Лены (Ларионовой). В самом начале практики практически через встречу выносила работу на супервизию. Сейчас чувствую себя увереннее и комфортнее. Периодически возвращаюсь к группам, которые у нас проходили на мастерской. Опыт участника и наблюдателя помогает. Оно и понятно. Круто, что были такие разные группы на мастерской и такие разные реакции от ведущих. Мне это дало много свободы и вариантов ходов в своей работе. Из эпизодических воспоминаний: Сижу я как-то на своей группе и понимаю, что заскучала. А потом вспомнила, как Сергей на одной из учебных групп сказал: "Ну, я практически не скучал". Это меня приободрило.) Из предложений: Сейчас понимаю, что на мастерской мне не хватило информации и опыта проведения собеседования, а также включения новых участников в уже работающую группу. С собеседованиями я разобралась, а вот включение новых участников как раз скоро предстоит. Волнительно."
Анастасия Смягликова
"Благодаря программе я приобрела наблюдательность, возможность видеть скрытые процессы в группе, возможность рисковать в конфронтации, понимание, что нет шаблона работы с группой. Основным результатом обучения для меня стали повышенная готовность к действию, желание открыть группу, расширение осознанности относительно того, что является решающим и важным при контакте с разными людьми. Это была глубокая работа"
Лебедева В.
"Хочу поделиться своими результатами после прохождения программы. Я и Ирина Воронцова (мы вместе с ней к вам приезжали на мастерскую), с ноября 2018 года, ведем терапевтическую группу в "Эго ресурсе". Это многогранный процесс, который многое мне открывает во мне, в нас, как ведущих, в участниках. Каждая встреча это и маленькие победы и огорчения. Я веду записи (в электронном виде) после каждой встречи, анализирую их вместе с Ириной: как мы продвинулись к решению запросов участников; с какими трудностями встретились; как участники взаимодействуют между собой; ищем ответы на вопросе в литературе. Я хочу вас поблагодарить за тот опыт, который у нас случился на обучении. Я много думала о нем и думаю сейчас. Например, мне приходили в голову такие мысли - "ну почему, когда одна из участниц на меня нападала, я не получила поддержки от ведущих?" или "Как здорово, что Лена и Сергей обратили на определенный момент внимание". Сейчас, когда я веду сама группу, я отвечаю на многие свои вопросы. Удивительно, как распаковывается для меня эта встреча, проведенная в обучающей группе, кое-что становится на свои места. Есть еще, конечно, вопросы, которые я держу в фокусе. Бесценно и то, что именно мое обучение, ваше присутствие, ваше виденье группы, трудностей, с которыми мы встречались, помогло мне во-первых, почувствовать вкус и интерес к групповым процессам; во-вторых - сделать первый шаг на пути к ведению терапевтических групп самостоятельно. Еще раз, я вам благодарна за знания и полученный мною профессиональный и личностный рост. Я хочу пожелать вам творческих и личных успехов, всевозможных радостей и здоровья! Успехов и открытий участникам ваших терапевтических групп!"
Лилия Титаренко
"В процессе обучения я приобрела знания о том, что психотерапевтическая группа - это мощный и действенный инструмент работы над собой (в качестве и участника, и ведущего группы). У меня появилась готовность и уверенность вести психотерапевтические группы. Все было потрясающе хорошо и вовремя! Это возможность поработать над собой, разрешить многие свои внутренние противоречия, научиться быть ведущим группы, осознать групповые процессы и активно участвовать в них. Отдельная благодарность ведущим Сергею и Елене за профессионализм, мастерство, доброту, искренность, заинтересованность в наших успехах, чувство юмора и много другое".
Светлана Гетта
г.Минск
"Основным результатом обучения я считаю погружение в групповую терапию. Методическая проработка позволила лучше познакомиться с форматом групповой терапии. Мне кажется, это удачная и полезная программа, необходимая многим практикующим ведущим групп разного формата".
Лабастова Юлия
г.Челябинск
"Благодаря участию программе я обрела понимание, что я могу быть групповым терапевтом, и у меня появилось желание пробовать".
Никитченко Татьяна
г.Краснодар"
"Полезным было участие в группе и в качестве наблюдателя и в качестве участника, просмотр фильма о работе Ирвина Ялома, теперь необходима практика, но ощущение группы уже есть внутри. Это основа, из которой можно смелее реализовывать свои проекты"
Кира Алешина
"Основным результатом обучения стали укрепление профессиональной позиции, выявление зон роста и развития. Я очень довольна участием и своим результатом. Профессионализм ведущих на высочайшем уровне. Общение с коллегами очень интересно".
Елена Сумина
г.Челябинск
Спасибо. Ощущение важного личного опыта. Я признательная за структуру, за программу и за честность".
Друтис Елена
г.Одесса
"Очень полезно было побыть в разных ролях - участника группы, наблюдателя, ведущего, важно, что можно было обсуждать полученный опыт. Это помогло закрепить представления о групповой психотерапии, выработать собственную позицию как ведущего группы, осознанно подходить к процессу ведения"
Ирина Руклинская
"Понравилось, что можно было попробовать себя в роли ведущего группы, полезно было не только участвовать и наблюдать, но и принимать участие в большой, интересной и сложной "жизни группы. я планирую вести терапевтические группы, и уже сейчас много привношу в свою работу, я буду использовать не только инструменты, которые я получил, но и отношение к групповым процессам и группе, которое я получил"
Равнушкин Даниил
"В результате обучения я приобрел понимание и уверенность, что я смогу вести группы, подкрепленные полученными знаниями и навыками. Понимание к чему стремиться дальше, как человеку и как профессионалу. Хочется выразить чувство благодарности ведущим - Сергею Валюхову и Елене Ларионовой, а также всем участникам программы за то, что полученные мной достижения стали возможными. Пройти программу было не просто, но я горжусь, что смог ее успешно завершить, преодолев все трудности".
Участник
"Я получила очень полезный опыт участника, наблюдателя и ведущего группы. Очень четкие и ясные представления о групповом процессе, закономерностях и особенностях психотерапевтической группы. Опыт проживания опыта участника позволил решить многие личные вопросы. Как ведущая, осознала свои сильные стороны и зону развития, приобрела новое, более полное представление о психотерапевтической группе. Безусловно, я буду использовать это в своей работе, так как это непосредственно то, чем я занимаюсь, что точно обогатит и расширит мои ресурсы как профессионала. Основным результатом обучения для меня является приобретение себя, как ведущего психотерапевтической группы, новое понимание психотерапевтической группы, глубокие личностные переживания. Ощущение очень глубокой личностной и профессиональной работы. Значительный рост. Большая благодарность Елене и Сергею."
Нигай Наталья
"Я приобрела знания о стадиях группового процесса, о функциях ведущего группы; о собственных сильных сторонах и о том, что стоит развивать.Самое главное, я получила опыт пребывания в терапевтическом процессе в разных позициях. Это отправная точка, опора для самостоятельного ведения терапевтических групп. Это пространство смыслов, знаний и навыков, к которому теперь можно обращаться. Основным результатом обучения для меня является способность вести терапевтические группы. Обучение было непростым и насыщенным: пересечение ролей участника, ведущего, наблюдателя; контекстов групповых, учебных и личностных! Осталось ощущение того, что же такое терапевтическая группа, ощущение себя в этой группе, как ведущего и как участника. Это позволяет теперь глубже понимать групповые процессы, яснее видеть контекст группы и ее содержание. Появилась уверенность в своих силах, как ведущего."
Костромина Анастасия
"Я получила общее представление о группе, об особенностях работы группы, об этапах ее развития. Умение видеть групповые процессы, бережное отношение к участникам, обращение к их ресурсным состояниям. Использовать полученные знания смогу напрямую, то есть смогу вести группы. Основным результатом обучения для меня является расширение моих представлений о психологии, психотерапии. Новые навыки, видение, опыт. Для меня это была отличная образовательная программа в сочетании с глубокой личной проработкой. Огромное спасибо Елене и Сергею за их профессионализм, опыт, бережное отношение!"
Климентьева Юлия
"В процессе обучения я приобрела опыт пребывания в группе, наблюдения за группой, ведения группы. Очень рассчитываю начать собственную практику. Прожит очень непростой жизненный опыт. Многое получилось. Появились новые возможности и вопросы. Очень насыщенные и честные 10 дней!"
Кузнецова Мария
"В процессе обучения появилась реальная возможность увидеть и понять, что такое динамика группы. В своей работе смогу использовать это напрямую. Основным результатом для меня является опыт, пережитый в группе. Спасибо Вам, Лена и Сергей! Я рада, что так сложилось, что именно Вы стали первыми ведущими в моем опыте групповой терапии."
Глебова Оксана
"Самым полезным навыком для меня оказался навык наблюдения за работой группы и ведущих и навык проведения группы. Самым полезным знанием стало понимание групповых процессов, их протекание в группе, групповой динамики. Основным результатом обучения для меня является осознание своих сильных и слабых сторон, как ведущего психотерапевтической группы.
Огромное спасибо ведущим мастерской, Елене и Сергею, за бережное отношение к участникам группы во время проведения личностного тренинга, за корректное и внимательное отношение к профессиональным навыкам участников. Очень понравился общий формат мастерской и процесс обучения в практике. Огромной удачи и процветания!"
Чередина Светлана
"В процессе обучения я приобрела опыт, практику, наблюдение за процессом, возможность понять каких ресурсов требует такая работа (физических и эмоциональных). Появилась смелость и уверенность, чтобы начать. Основным результатом обучения для меня стало понимание и осознание того, что у группы есть своя сила, с которой необходимо считаться. Что групповая психотерапия - это увлекательный, глубокий и ответственный процесс. Чувствуется усталость и наполненность одновременно. Есть ощущение, что данный опыт уже как-то повлиял на меня и мою жизнь. Он пока прорастает, усваивается, но уже изменил меня. И это то, за чем я сюда шла. Спасибо!"
Наталья
"В процессе обучения я познакомилась с группой с другой стороны, со стороны ведущего. Обнаружила насколько важна сила и "разум"группы. Узнала о феномене "группового сознания", о конфликтах в группе, о позиции ведущего во многих ситуациях, в которых раньше возникали вопросы. Все приобретенные знания и навыки обязательно использую в работе с психотерапевтическими группами. Опыт, приобретенный в мастерской, придает смелости в новом направлении моей деятельности. Основным результатом обучения для меня является уверенность в том, что я смогу работать с группами. Смелость начать.
Впечатление бережности процесса обучения. Очень внимательное и уважительное отношение к каждому участнику. Большой опыт и желание донести его до участников. Огромная благодарность ведущим. Было много тепла, доверия и желания начать новый этап в своей деятельности."
Якубенкова Лариса
Дата | Ведущие | Тема | ||
январь 2025 | Актеры театра | Перфоманс плейбек-театра "Давайте посмотрим" Подробнее... |
||
январь 2025 | Юлия Буканова | Семинар "Экзистенциальный взгляд на работу с чувствами в психотерапии" Подробнее... |
||
январь 2025 | Екатерина Николаева | Супервизорская группа для специалистов, работающих с детьми и подростками Подробнее... |
||
январь 2025 | Анна Родина | Аутентичное Движение как практика присутствия себе и другому Подробнее... |
||
январь 2025 | Анна Бызова | Онлайн-группа поддержки для женщин: “У меня бесплодие, как с этим жить?” Подробнее... |
||
февраль 2025 | Екатерина Николаева | Психологическая группа для подростков по субботам Подробнее... |
||
февраль 2025 | Ситникова Наталья и Дина Валеева | Программа подготовки консультантов экстренной психологической помощи Подробнее... |
||
март 2025 и сентябрь 2025 | Преполаватели Института Гармония |
Международная школа психотерапеии, консультирования и ведения групп |
||
май 2025 | Тамара Сикорская | Программа профессиональной подготовки супервизоров для специалистов в области психологического и психотерапевтического консультирования Подробнее... |
Институт Гармония © 2023