Обучение » Открытые тренинги и семинары » Для психологов и тренеров » "Семья зависимого человека или что такое созависимость?"

"Семья зависимого человека или что такое созависимость?"

"Семья зависимого человека или что такое созависимость?". Теория и практика работы.
Мастерская  повышения профессиональной компетенции для психологов и психотерапевтов
Ведущие: Инна Ильина и Ирина Васильева
Общий объем программы - 72 академических часа

Отзывы участников и ведущих

Цель программы: обучить специальным навыкам консультирования в ситуации наличия в семье зависимого человека. Мастерская адресована психологам, которым важно быть более компетентным в вопросах зависимости и созависимости, кто ориентирован на работу с такими клиентами. Максимально полезна начинающим психологам.

Формы работы: 

  • Обучающие семинары 
  • Выездные семинары-практики в Доме надежды на Горе 

В результате работы в мастерской участники:

  • Познакомятся с особенностями консультирования созависимых клиентов
  • Проработают свои сложности в работе с созависимыми клиентами
  • Узнают о разных видах помощи созависимым, в том числе так называемых «низкопороговых»
  • Поработают со своими сложными случаями в режиме супервизии
  • Выработают свою стратегию и тактику терапии созависимых

 

Видео от ведущей Инны Ильиной о практике работы с созависимыми клиентами

 

Зачем  практическому психологу понимать, что происходит в семье зависимого человека, и что такое созависимость?

Ситуация, когда в семье есть зависимый человек, очень распространена. Это значит, что многие наши клиенты имеют опыт жизни рядом с таким, как правило, значимым для них человеком. Известно, что родные зависимых сами приобретают со временем определенные  черты и паттерны  зависимого поведения, которые получили название «созависимость». Что такое созависимость? Это эмоциональная зависимость от поведения другого - ожидание «когда же он изменится/поправится/поймет», «станет таким, как я хочу», попытка «спасти» через постоянный контроль значимого другого. Это выученное поведение, образ жизни и мышления, которые доставляют очень много неудобств и  страданий.

Интересно, что созависимое поведение имеет обыкновение закрепляться и не исчезает, даже если человек больше не живет вместе с зависимым супругом/партнером/родителем/ребенком. Созависимый выступает в роли «носителя вируса зависимого поведения» в роду. Например, велика вероятность, что у человека, который вырос рядом с зависимым взрослым, но сам не страдает никакими зависимостями (при условии, что он не осознает свою созависимость и ничего для себя не делает), будут зависимыми муж, дети или внуки.

Понимание специалистами  феномена созависимости позволит лучше понимать клиента и себя в процессе терапии, структурировать информацию, полученную в ходе работы, видеть шире, что происходит, а значит, быть более точными и профессиональными в работе. Например, узнав, что у клиента в семье кто-то пил или пьет, был «особенным» - мы можем ожидать определенного рода поведения и построения отношений, быть «как бы предупреждены» об определенном "наборе" сложностей. Или наоборот, столкнувшись с набором каких-то черт, предположить наличие зависимого члена в семье, о котором часто умалчивается.

На нашей мастерской мы сделаем акцент на выявлении знаков созависимого поведения, помогающих ее диагностировать, рассмотрим эффективные стратегии в работе с такими клиентами. Обнаружим «ловушки», в которые  здесь попадает психотерапевт. Мы будем учиться видеть и различать  «игры, не приносящие радости»,  быстро меняющиеся роли клиента в этой игре, а также замечать свой собственный внутренний треугольник Карпмана, который приходит в движение, когда мы сталкиваемся с манипуляциями других людей. Работа с созависимостью требует определенных знаний и умений.

У нас будет возможность познакомиться с работой группы сопровождения родственников выздоравливающих пациентов в Реабилитационном центре для алкоголезависимых «Дом надежды на Горе». Выбор алкогольной зависимости сделан по причине распространенности этой проблемы, а также наглядности трудностей, которые присутствуют в работе не только с членами семей алкоголиков, но и любыми созависимыми клиентами.

 

В программу обучения входят: 2 двухдневных семинара, 2 однодневных выездных семинара-практики в Реабилитационном Центре Дом надежды на Горе с группой созависимых родственников:

1-й семинар. Что такое созависимость. Трудности в работе и «ловушки», в которые попадается психотерапевт. 20 часов 

Характерологические особенности созависимых. Механизмы зарождения созависимости и факторы, влияющие на ее поддержание. Дисфункциональная семья. Детские роли выживания и сценарии. «Взрослые дети алкоголиков»: предопределенность  поведения и трудности в работе. Три лица жертвы -  треугольник Карпмана, стратегии  в работа. Последствия «обволакивающего насилия» (С.Вакнин). 

2 выездных однодневных семинара-практики с группой созависимых родственников пациентов РЦ ДНГ. 20 часов 

Профессиональная позиция психолога в работе с созависимыми, в том числе с членами семьи алкоголика, наркомана и др. Сложности взаимодействия с семейной дисфункциональной системой и их преодоление. Знакомство с низкопороговой помощью, ее возможностями и ограничениями.

2-й семинар. Психотерапия созависимости.  20 часов 

Стратегии и тактики терапии созависимости. Метафора отношений клиент-терапевт «родитель-ребенок» - ее своевременность и ограничение в работе с созависимым клиентом. Разные направления и теории в помощь при работе с созависимостью: транзактный анализ Э.Берна, терапия личностного роста В.Сатир, теория привязанностей Дж. Боулби, многопоколенная семейная система М.Боуэна, структурный подход С.Минухина, стратегический подход К.Витакера, К.Манадес, П.Пэпп, М.Палаццолли, Варги А.Я., экзистенциальная терапия И.Ялома, Р.Мэя, Э.Спинелли и т.д. Работа с сильными чувствами (стыд, вина, гнев, др.), психологическими границами, выбором, ответственностью.

В рамках семинаров предусмотрена возможность супервизии трудных случаев из практики участников, также в программу входит самостоятельная работа – феноменологическое  описание  случая  человека, страдающего созасисимостью.

Общий объем программы – 72 академических часа. По окончанию обучения выдается Удостоверение о повышении квалификации. 

Ведущие:

Инна Ильина - психолог, тренер, супервизор, специалист по работе с зависимым поведеним. Практика в области психотерапевтического консультирования с 1992 года, ведет индивидуальный и семейный прием, с 1995 года разрабатывает и проводит авторские программы по работе с ПТСР, зависимостями, телесно-ориентированной психотерапии. Подробнее...

Ирина Васильева - кандидат медицинских наук, психотерапевт, психиатр, практика в области консультирования с 1996 года. Большой опыт работы с клиентами с химической, алкогольной и пищевой зависимостями. Подробнее...

 

Отзывы участников и ведущих Мастерской:

Подводим итоги. Закончилась программа «Семья зависимого человека: или что такое созависимость?» Теория и практика работы. Быстро пролетело два месяца, в течение которых мы занимались в Мастерской, которая задумывалась как пространство повышения профессиональной квалификации для психологов.

Мы много работали над «обнаружением» терапевта в отношениях с такими непростыми клиентами, как созависимые, разбирали контрпереносы, «ловушки», в которые попадает терапевт. Исследовали сам феномен созависимости и поражались его емкости – тому, что он включает много других явления, которые сопровождают дисфункциональные семьи – брошенность, нарушение привязанности и  сепарации и т.д. Складывали «характерологический и поведенческий портрет» созависимого человека, помогающий  видеть масштаб «внутренних разрушений», которые во внешней жизни могут проявляться в крайностях, например, как выученная беспомощность или как подчеркнутая независимость и  суперуспешность.

Мы с коллегой предложили для мастерской контекст алкогольной зависимости – чтобы на его фоне созависимость просто было более «выпукло» видно. Хотя стать созависимым можно не только в алкогольной семье… Но алкоголизм – распространенное явление настолько, что зачастую становится фоном жизни, который люди как бы не замечают. И это справедливо и для терапевтов тоже. Как известно, отрицание – самая сильная защита, свойственная любым зависимостям. Поэтому надо отметить любопытный распространенный факт – многие специалисты помогающих профессий обнаруживают наличие в своей семейной системе зависимого родственника как бы «внезапно».

У нас тоже не обошлось без личностных открытий, вот отзыв одного из участников:

«Мастерская дала мне много профессионального и личностного. Благодаря тому, что она была растянута во времени, у меня была возможность пересмотреть контекст своей родительской семьи; принять тот факт, что мой отец  алкоголик, а мать созависимая ; признать свои особенности в связи с этим. В итоге мастерская позволила мне:

- понять причины ощущения безысходности в работе с созависимым, на самом деле связанные с моей семейной историей;

- ощутить тот стыд, который парализует созависимого клиента и лучше его понять; 

- легче видеть признаки созависимости; 

- понимать системность контекста семьи зависимого и созависимого

- научиться использовать свои реакции на клиента в работе с ним»

 

Другие отзывы:

 

«У меня есть ощущение логичности построения программы – от пристального, детального разбора явления созависимости на первом семинаре, через встречу с ними в ДНГ, к терапевтическим подходам. Я вижу сейчас более точно и диагностирую более явно, появились ориентиры в терапии, и хотелось бы еще дальше прорабатывать «сложности».Я с первого семинара  видела, что участники группы очень разные, но была рада возможности общения с людьми с различным опытом. Благодарна всей группе и  ведущим – мы несомненно обогатили друг друга». (Н.1)

 

«Я много для себя  уношу с этих 6 дней. Важным для меня было увидеть контекст своей семьи и своей истории, свои переживания в связи с этим. Сильные впечатления от поездок в ДНГ – увидеть, как это бывает, какие крайние формы принимает… сразу понятно о чем речь идет. Очень много раздаточного материала – ценно его обилие и щедрость. Появилось свое умение узнавать, видеть, диагностировать созависимость у клиентов. Очень ценно было погружаться в отдельных клиентов – этому помогла супервизия. Важно было, что на семинарах мы  обращались как  к пространству индивидуальной терапии, так и к семейному контексту – это давало видение «системности проблемы».  Внутренне была готовность еще раз съездить в ДНГ и еще пообсуждать, понаблюдать это пространство работы, уж очень интересны участники». (И.)

 

«Сначала было ощущение разношерстности группы, но после поездки в «Дом Надежды на Горе» (ДНГ) – группа больше объединилась и стало совсем ресурсно. Мало!!! )) Хочется еще: поездок, ролевых игр, тюторских групп… Ухожу с очень приятным чувством наполненности. И благодарности. Очень ценны разборы  контрпереносов, и ваши уточняющие вопросы, которые дают минитерапию». (Ж.)

 

«Самым важным было обобщение материала и информации, которая известна, присвоение этого материала и поясняющие комментарии ведущих. Но самое значимое – все что касалось чувств терапевта в  процессе работы, какие-то знаки, которые напрямую не говорят о моих чувствах, но по которым я могу их узнать. Все, что связано со мной, как с терапевтом находящимся в этом процессе,  мои контрпереносы». (Л.)

 

«Я очень рада, что была здесь все это время. Мне было важно то, как вы видите эту тему, так как я в теме созависимости давно, и с разных сторон ее изучала. Я здесь в этом пространстве обращалась к себе как к терапевту. У меня есть разные места, где я к себе как к созасисимому обращаюсь, а здесь я видела себя терапевта и то, как «клиентское» откликается во мне, как я реагирую на это, мои чувства, мой контрперенос – это очень-очень ценно. Вы все время обращали внимание: «смотрите, как вы вовлекаетесь» - и это помогало видеть, что я уже вышла из терапевтической позиции и  уже «с собой». Вы помогали мне формировать мою профессиональную позицию. Это мастерская, где можно исследовать – себя, как клиента и терапевта. Мне понравились все упражнения, которые мы делали, особенно с «рукой и падением» - мы говорили о том, какая вообще может здесь быть помощь, как зависимому, так и созависимому. Важно видеть, как в отношениях с клиентом разворачиваются все те же проблемы границ, ответственности, выбора и т.д. Супервизия оказалась очень важна!  Поездки в ДНГ –  было очень «сильно»  оказаться в этой среде, увидеть неприкрытую созависимость, работающего консультанта по химической зависимости, … я увидела, как я откликаюсь, как у меня возникают чувства к этим людям – на кого-то я прямо сильно злюсь. Помогали вопросы, обращающие  к себе от ведущих: «что задевает, что вовлекает?». Было очень интересно и важно исследовать семейный контекст – сама игра, где вдруг «возникла» семейная система со всеми ее дисфункциями вокруг папы-алкоголика, генограмма – как инструмент работы и разные подходы-видения. Хочется продолжать  это исследовать, как и треугольник Карпмана – оказалось, что и там много возможностей для осмысления и движения. Еще раз очень сильно поняла и прожила, как важно видеть стыд, не уходить от него. Хочется, чтобы курс был длиннее – хочется демонстрационных сессий, еще больше ролевых игр. Есть четкое ощущение профессионализма ведущих, и знание, что я могу обратиться, так как мне очень нравится ваш подход в работе. Я вам благодарна за ваше ведение группы. Я рядом с вами чувствую свою профессиональную позицию». (И.)

 

Если кратко, то участники отметили как важное:

  • Последовательность и системность работы, логику обучения.
  • Обращение и соприкосновение с личным опытом созависимости – было логично и естественно встроено в процесс обучения.
  • Опыт открытости ведущих и  участников группы.
  • Возможность участвовать в супервизии.
  • Поездки в Реабилитационный Центр «Дом Надежды на Горе», и возможность обсудить уведенное, соединить теорию и практику.
  • Обилие раздаточного материала.
  • Использование контрпереноса и  работу с сопротивлением в терапии.
  • Опыт работы с «тяжелыми» чувствами – вины, стыда, гнева.

Также участники отметили, как пожелание, важность добавить еще 2 дня по 8 акад. часа, сделав не просто 2 выездных дня по субботам, а добавив воскресенья (им всем дружно хотелось больше ролевых игр).

 

Кому полезно пройти обучение в Мастерской (со слов участников):

1. Всем начинающим психологам.

2. Работающим психологам, заинтересованным в повышении своей профессиональной квалификации

3. Тем, кто «работает в теме» зависимости.

4. "Помогающим" работникам – например, соцработникам, работникам службы опеки

 

Зачем психологам прорабатывать тему созависимости?

  • чтобы увидеть себя, как терапевта в заведомо сложных ситуациях с клиентами, которые не умеют строить отношения, манипулируют, включены в бесконечные «игры не приносящие радости»
  • чтобы не привязывать созависимость только к алкоголизму и наркомании, увидеть это явление шире (например, через дисфункциональные семейные системы, нарушения привязанности, сепарации и т.д.)
  • чтобы знать «куда смотреть, чтобы увидеть», имея дело с созависимым человеком, как представителем дисфункциональной семейной системой

 

Расписание ближайших событий

  Дата Ведущие Тема  
2-5 мая 2024 Юля Буканова и Софья Бадхен XV Ежегодная Конференция "Я и Другой": Пространство Отношений"
Подробнее...
 
апрель и май 2024 Выпускники программы "Международная школа психотерапии и конслуьтирования" Очные бесплатные тренинги 
Подробнее...
 
май 2025 Тамара Сикорская Программа профессиональной подготовки супервизоров для специалистов в области психологического и психотерапевтического консультирования
Подробнее...
 
октябрь 2024 и февраль 2025 Ситникова Наталья и Дина Валеева Программа подготовки консультантов экстреннйо психологчиеской помощи
Подробнее...
 
сентябрь 2024 - ноябрь 2024  Ирина Гуревич Онлайн-мастерская по работе с детьми
Подробнее...
 
апрель 2024 - июнь 2024 Елена Ларионова и Сергей Валюхов Онлайн-мастерская по работе с психотерапевтическими группами
Подробнее...
 
сентябрь 2024 Преполаватели Института Гармония

Международная школа психотерапеии, консультирования и ведения групп 
Подробнее...

 
 

 

Институт Гармония © 2023