Социальные программы » Проект "Я за себя отвечаю" » Содержание программы

Содержание программы

Программа первичной профилактики употребления алкоголя несовершеннолетними «Я за себя отвечаю»

Цель программы  - способствовать осознанному отказу от употребления алкоголя несовершеннолетними.

Для достижения поставленной цели программы решает следующие задачи:

  • Информирование подростков  о механизме действия алкоголя на организм, о негативных последствиях употребления алкоголя актуальных для подростков, о симптомах формирования алкогольной зависимости, о мотивах и причинах употребления алкоголя, о том, куда можно обращаться за помощью;
  • Формирование у подростков представлений о собственных рисках, связанных с употреблением алкоголя;
  • Формирование у подростков представления об отказе от употребления алкоголя как о норме поведения;
  • Формирование навыков аргументированного отказа от употребления алкоголя (самоэффективности отказа от употребления алкоголя);
  • Вовлечение подростков в позитивную социально значимую деятельность, во взаимодействие со сверстниками и компетентными взрослыми;
  • Информирование родителей о мерах профилактики употребления алкоголя подростками, которые они могут реализовывать самостоятельно;
  • Формирование у педагогов и психологов школ навыков эффективного взаимодействия с подростками и их родителями;
  • Создание поддерживающей среды для реализации профилактических мер в школе, что включает в себя информирование родителей и педагогов школ о мерах профилактики употребления алкоголя подростками.

Программа «Я за себя отвечаю» носит комплексный характер и состоит из:

  • Программы профилактики употребления алкоголя для подростков;
  • Программы сопровождения работы школьных психологов, социальных педагогов, учителей с целью формирования и развития навыков эффективного профессионального взаимодействия с подростками и их семьями;
  • Программы для родителей.

Целевые группы:

  1. Учащиеся 7-х – 10-х классов общеобразовательных школ (подростки в возрасте от 13 до 16 лет)
  2. Учителя, классные руководители, социальные педагоги, психологи общеобразовательных школ
  3. Родители подростков

 

ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Содержание программы

1. Информационная встреча с педагогами школы, целью которой является установление отношений сотрудничества со школой, информирование о проекте, просмотр фильма о проекте, планирование реализации программ.

2. Выступления на родительских собраниях, включающее информирование о проекте, получение согласия родителей на участие их детей в мероприятиях проекта, приглашение на лекции для родителей и консультации, распространение информации о ТЭПП (Телефон экстренной психологической службы).

3. Знакомство с подростками. Дискуссионный клуб – включает информацию о программе, введение в тему, знакомство с форматом работы.

Целью дискуссионного клуба является прояснение позиции подростков в отношении алкоголя, информирование о действии алкоголя на организм, обсуждение информации об алкоголе. Формирование группы для дальнейшего участия в программе (в тренингах и творческих мастерских).

4. Тренинг 1 «Мои ресурсы и  трудности»

Задачи: создание контакта между участниками тренинга,  развитие навыков саморефлексии, поиск ресурсов, осознание трудностей и способов выхода из сложных ситуаций.

5. Тренинг 2 «Выбор делаю Я»

Задачи: формирование навыков аргументированного отказа от употребления алкоголя, содействие осознанию подростками выгоды от отказа от алкоголя, выявление барьеров, препятствующих отказу, и поиск способов их преодоления.

6. Тренинг 3 «Моя позиция»

Задачи: формирование навыков  аргументирования своей позиции,  способности осознанного выбора и отказа, информирование подростков.

7. Тренинг 4 «Итоги. Формирование будущего»

Задачи: интеграция опыта, формирование целей на будущее, формирование поддерживающей среды, работа  с ответственностью и границами.

8. Тренинг 5 «Творчество в моей жизни»

Задачи: вовлечение подростков в творческую активность, развитие навыков взаимодействия в группе, знакомство с понятием «социальная реклама», целями, особенностями и формами работы, технологией создания видеоролика/плаката социальной рекламы, развитие навыков публичного выражения собственного мнения.

9. Создание видеороликов или плакатов социальной рекламы

Работа проходит в малых творческих группах по 5-6 человек каждая. Встречи проводятся с участием психолога и дизайнера, видео-оператора.

1 встреча: знакомство с методикой Мозговой штурм, выработка идей.

2 встреча: доработка идеи и концепции, работа над дизайном

3 встреча: съемки

4 встреча: интеграция опыта участия в проекте, встреча с готовыми плакатами или видеороликами, подготовка к фестивалю

10. МЕЖШКОЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ «Я ЗА СЕБЯ ОТВЕЧАЮ» - интегрирующий этап. Церемония награждения.

 

ПРОГРАММА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Программа для педагогов по развитию навыков эффективного профессионального взаимодействия

Целевая группа - это, прежде всего, социальные педагоги, которые по своим должностным обязанностям взаимодействуют с подростками и их семьями, а также учителя, классные руководители подростковых классов, психологи, заместители директоров школ по воспитательной работе.

Цели программы:

  • определить позицию, необходимую для проведения работы по профилактике употребления алкоголя несовершеннолетними.
  • сформировать и развить навыки, необходимые для взаимодействия с подростками, их родителями; готовность к решению психологических вопросов (конфликты между учениками, между учителем и учеником, в семье, эмоциональные и психологические проблемы, возникающие у детей).
  • способствовать расширению представлений о профилактических программах, включая понимание психологических аспектов зависимого поведения.

Концепция программы:

Если рассматривать зависимое поведение как психологический феномен, то центральным звеном профилактики становится помощь ребенку в формировании ответственного отношения к своей жизни и поведению. Основой такого отношения является принятие себя, осознание собственной ценности и уверенность в своих силах во взаимодействии с миром.

Цель профилактики — помочь ребенку не только узнать «что нужно...» «как правильно...», но и сформулировать «как я могу это сделать». Поддержать «я могу» ребенка возможно через формирование отношений доверия и взаимопонимания. Задача педагога не только выстраивать такие отношения с подростком, но и помочь родителям увидеть возможности такого взаимодействия. Принятие такой позиции дает возможность социальному педагогу (школьному психологу) не только разрешать возникающие у ребенка трудности, но и работать на предотвращение их возникновения, помогать формировать осознанную позицию ответственного выбора и у детей.

Основные темы семинаров и лекций:

  • Ответственное отношение к употреблению алкоголя, как отражение ответственного отношения к жизни.
  • Роль специалиста при взаимодействии с семьями.
  • Использование ресурса семьи для профилактики употребления алкоголя несовершеннолетними
  • Сложности передачи ответственности в подростковом возрасте.
  • Формирование психологической позиции по отношению к «трудному» ребенку и «трудной» семье
  • Психологические аспекты профилактики зависимого поведения
  • Формирование представления о дисфункциональной семье и о защитном поведении ребенка как способе выживания в таких семьях
  • Тренинг навыков эффективного взаимодействия с «трудными» собеседниками
  • Как говорить с детьми об алкоголе

Форма работы: семинары-тренинги, супервизорские группы, консультации, лекции, конференции, круглые столы и другое.

Тематическое наполнение встреч определяется с учетом пожеланий и профессиональных запросов  участников.

 

В рамках программы школьники, родители и педагоги имеют возможность обратиться к психологу за индивидуальной консультацией.

Возможность получения индивидуальных консультаций психолога (очно или по телефону), на наш взгляд, необходимая поддержка родителей и педагогов, а также самих подростков. Опыт обращения за консультациями в программе за годы ее существования показывает необходимость и продуктивность такой работы для разрешения личностных и профессиональных проблем.

Для родителей также предусмотрено проведение встреч-лекций, объединенных общей темой «Как говорить с детьми об алкоголе», направленных на помощь родителям при взаимодействии с подростками, понимание проблем, ведущих к психологической зависимости, избеганию ответственности, инфантильности и др.

 

 

Расписание ближайших событий

 
Дата Ведущие Тема  
сентябрь - декабрь 2022 Елена Ларионова, Сергей Валюхов Мастерская по работе с психотерапевтическими группами в очном формате.
Подробнее...
 
Издание 2022 Ханс Кон,
перевод Марины Бадхен
"Экзистенциальная мысль и терапевтическая практика. Введение в экзистенциальную психотерапию"
Подробнее...
 
Дополненное переиздание

"Мастерство психологического
консультирования"

Преподаватели Института
психотерапии и консультирования
"Гармония"

Подробнее...

 

 

Институт Гармония © 2022