О Гармонии » Наша библиотека » Статьи » "Психологическая поддержка работников предпенсионного и пенсионного возраста". Мария Соловейчик » На пути к тренингу

На пути к тренингу

Глава 1 На пути

Итак, 15 декабря 2003 года. Мы с Леной Ларионовой в пути в буквальном смысле слова, в самолете. Небо ясное, так что с десятикилометровой высоты земной пейзаж просматривается хорошо. Внизу тайга, та самая, знакомая по песням детства...

В бабушкиной квартире в Харькове на тумбочке стоял телевизор КВН с маленьким экраном и толстой линзой, покрытый желтой шелковой накидкой с китайским пейзажем (китайцы – наши братья, мне 5 лет, но я уже это знаю, в детском саду мы учим стихи о дружбе с Китаем). Вечером, когда все садились смотреть новости или Голубой огонек, накидку поднимали, но, выключив телевизор, снова закрывали накидкой экран – то ли из эстетических соображений (к телевизору как элементу обстановки еще не привыкли), то ли для безопасности – а вдруг вредное излучение остается и тогда, когда телевизор выключают, дело-то новое, кто знает. Над телевизором на деревянной полочке, прибитой к стене и покрытой белой салфеткой, стоял маленький голубой радиоприемник..
Из приемника лилась песня Александры Пахмутовой о геологах. Песня была, так сказать унисекс, то есть легко «надевалась» голос любого пола, нужно было только, как запах халата, переставить местоимения. Если пела женщина, то: «Я уехала в знойные степи, ты ушел на разведку в тайгу, надо мною лишь солнце палящее светит, над тобою лишь кедры в снегу…», а если мужчина, то: «Ты уехала в... степи, я ушел … в тайгу, над тобою лишь солнце…, надо мною лишь кедры…», дальше никаких изменений не требовалось: «А путь и далек и долог ... держись геолог, крепись геолог...» это относилось уже ко всем и к мужчинам, и к женщинам..
Сидя под голубым приемником и слушая эти песни, я завидовала веселой жизни геологов и не сомневалась, что когда я вырасту, непременно выучусь на геолога и тоже поеду и в знойные степи и в тайгу. А потом победный голос диктора начал сообщать о комсомольцах и комсомолках, которых ехали покорять целину и осваивать Сибирь. Этим юношам и девушкам посвящались фильмы (например, «Девчата» с Надеждой Румянцевой в главной роли) и новые песни Пахмутовой: «Летчик над тайгою точный курс найдет, прямо на поляну посадит самолет, выйдет в незнакомый мир, ступая по-хозяйски, в общем-то, зеленый, молодой народ» и припев: «Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги…». Под бодрые звуки возникали в воображении задорные лица молодых энтузиастов и рисовались романтические картинки лесных полян, костров, пения под гитару.

С тех пор прошло почти 30 лет.
И теперь под крылом самолета была тайга, но она ничем не напоминала «зеленое море», как в песне Пахмутовой. В сумерках тайга казалась черно-белой. Она была покрыта снегом, на дворе стоял декабрь. Может быть, поэтому она не пела, она безмолвствовала. Изредка, среди белых просторов показывалась маленькая группка огней, а потом снова снежные поля и тайга. Эти островки людских жилищ казались такими маленькими и одинокими на великих просторах, что хотелось умерить гордыню – это не люди «осваивают» Сибирь, это сибирская земля приютила людей, обняла и укутала их, бережно подоткнув лесо-снежное одеяло. Я отлипаю от иллюминатора и поворачиваюсь к Лене Ларионовой: «Я никого не хочу пугать, но там внизу, никого нет. Ни человечка!». Мы летим над Юргой, мы летим в Сургут, хоть выучилась я совсем даже не на геолога, а на психолога и в тайгу лечу не на разведку, а для того, чтобы проводить тренинг с сотрудниками пенсионного возраста. В аэропорту ждет крестная мама нашего тренинга, психолог Сургутгазпрома Елена Краузе.

Лену мы знали давно, еще с первого нашего пришествия в Сургут, когда мы проводили обучающие тренинги для психологов детского центра «Зазеркалье». С тех пор, как Лена стала психологом в Газпроме, мы начали вынашивать планы сотрудничества. Обсуждались разные идеи, возникали разные планы – тренинги для кадрового резерва, деловое общение, лидерство, конфликты, ну, как водится, джентельменский набор бизнес-тренера, но все что-то не сросталось. Срослось внезапно и совсем не так, как мы ожидали и планировали.

«Молодой народ», который когда-то слетелся с разных концов света в сибирскую тайгу, подошел к пенсионному возрасту. Ведь северная пенсия наступает на 5 лет раньше, чем на «Большой земле». («Большой землей» сургутяне называют тот далекий мир, из которого они уехали в Сибирь. Как в глубине материка родилось это островное сознание – загадка, может быть, из представления об этом городе как об острове цивилизации среди таежного «моря»). Слух ли прошел, что скоро в массовом порядке будут избавляться от пенсионеров или на самом деле были у начальства такие планы, но работники пенсионного возраста встревожились и потянулись к психологу. Поняв, что явление принимает массовый характер и она одна (больше психологов в Сургутзагпроме нет) просто не в состоянии оказать помощь всем, а напряжение в организации растет, Лена обратилась в Гармонию: «Марк, можете вы сделать какой-нибудь тренинг для наших «пенсионеров», чтобы их как-то успокоить? Я обговорила все с начальством. Нам дают два дня. Если с этим тренингом все получится, будет хороший резонанс, пойдут и остальные наши планы. Решайтесь». Марк Певзнер (директор тренинговых программ института Гармония) поговорил со мной.

В первый момент возникла растерянность – что такое «тренинг для пенсионеров»? Ничего я об этом не читала и не слышала. Что там «тренировать»? В следующий момент пришло просветление – ведь это утрата, кризис. Значит, создать пространство для отреагирования эмоций, дать информацию о кризисе и утрате, помочь людям оглянуться на пройденный путь, проститься, обратиться к ресурсам... Это была идея, стержень, который можно уже «одевать» конкретными видами активности. Мы решаемся. Я пишу флаерс для начальства Сургутгазпрома.

Психологическая адаптация работников
пенсионного и предпенсионного возраста

Выход на пенсию для каждого человека является в большей или меньшей степени кризисным событием. Это факт, признанный в мировой психологии. Негативные эмоции, которые испытывает сотрудник в связи в приближением пенсии, влияют как на его собственную продуктивность в работе, так и на атмосферу организации, порождая напряжение, чувство незащищенности и антагонизм в отношениях «отцов» и «детей». Работа с психологом может помочь такому человеку обрести внутреннее равновесие, с большей уверенностью посмотреть в будущее, что окажет благотворное влияние не только на данного сотрудника, но и на психологический климат организации.

Основные блоки программы:

  • предоставление информации о кризисе и утрате
  • обеспечение безопасного пространства для отреагирования негативных эмоций, связанных с предстоящей пенсией
  • осмысление своего профессионального пути в целом, личных целей и ценностей, реализуемых через работу
  • потери и приобретения, связанные с выходом на пенсию – как позаботиться о себе
  • работа, направленная на расширение представлений о собственной личности, ее скрытых резервах
  • обращение в будущее, к жизненным планам
  • освоение техник саморегуляции
  • способы оказания взаимной помощи и поддержки
Ну, и дальше, как полагается – результат, методы, количество участников, длительность.
Бумага уходит в Сургут и начинается обмен письмами, переговоры, работа с документами и прочие мероприятия, необходимые для заключения нашего «брачного контракта». Этот процесс будет длиться долго и завершение его может подойти вплотную к намеченной дате тренинга, потому, не дожидаясь результата, я приступаю к планированию.

Создание плана тренинга

Прежде всего я продумываю ключевое упражнение, которое позволит людям оглянуться на пройденный путь, вспомнить то важное, с чем они встретились, сделать шаг к тому, чтобы создать в своей внутренней реальности законченный образ этого уходящего в прошлое периода жизни.

Линия профессиональной жизни
1. Сядьте удобно. Уберите все, что может вам помешать. Ноги опираются об пол, руки лежат свободно. Если вам ничего не мешает, закройте глаза, если это трудно сделать, выберите какую-то точку на полу, прямо перед собой и остановите на ней свой взгляд, важно, чтобы вы могли остаться наедине с собой и никакие внешние впечатления не отвлекали вас. Почувствуйте свое тело, постарайтесь отпустить лишнее напряжение. Сделайте два-три глубоких вдоха и продолжайте дышать в привычном ритме. Представьте, что с каждым выдохом уходит из тела лишнее напряжение и с каждым вдохом вы больше погружаетесь в себя, в свой внутренний мир. ...
2. Представьте себе дорогу. Это – ваш профессиональный путь. Слово «работа» входит в нашу жизнь с раннего детства. На работу ходят наши родители, в магазинах продаются игрушки, связанные с профессиональной деятельностью (набор юного столяра или доктора). Кем вы мечтали стать в детстве?... Как вы думаете, что повлияло на ваше желание? Может быть, профессия родителей? Или кто-то из окружения – первая учительница, соседи, сверстники? Или что-то о чем вы читали, что видели по телевизору... Как вы думаете сейчас, что привлекало вас в той работе, о которой вы мечтали, когда были детьми?...
Как менялись со временем ваши желания?...
Как произошел ваш окончательный выбор?... Какие свои жизненные цели и ценности вам хотелось реализовать через работу? ...
Как складывался ваш профессиональный путь? Вы двигались по одной дороге, которую выбрали с самого начала или совершали крутые повороты, меняя свою профессиональную судьбу? ... Как это происходило?... С чем было связано? ...
Что значила для вас работа на разных этапах вашей жизни?... Как менялась роль и место профессиональной деятельности в вашей жизни в зависимости от перемен в вашей личной судьбе, таких как вступление в брак, рождение детей?...
Что сейчас значит для вас работа? Какие цели и ценности вы реализуете через свою профессиональную деятельность? ...
Теперь мы предлагаем вам вернуться из этого воображаемого путешествия и открыть глаза.
3. На отдельном листе нарисуйте горизонтальную линию. Это – линия вашей профессиональной жизни. На этой линии вы будете отмечать годы вашей жизни. Начальная ее точка – возраст, когда вы впервые задумались о том, кем вы будете, когда вырастете. В конце – ваш нынешний возраст.
Используя формы, символы, сочетания цветов, изобразите на этой линии основные вехи вашей профессиональной жизни. Можете делать подписи. Может быть, у вас возникнет желание сопоставить события вашего профессионального пути с событиями в личной жизни.
4. Найдите себе партнера, пусть это будет человек, к которому вы чувствуете доверие. Выберите удобное место и сядьте рядом. Используйте все пространство зала, так, чтобы пары не мешали друг другу. У каждого из вас будет 10 минут, чтобы поделиться тем, с чем вы встретились, можете показать свой рисунок.
Затем можно будет собраться в круг и предложить поделиться тем важным, что было в этом опыте.

Эта процедура может занять довольно много времени, и нужно быть готовыми к тому, что мы встретимся здесь с самыми разными переживаниями и реакциями, всему этому необходимо дать место. После этого (или, может быть, перед этим – это решение мы примем, ориентируясь на актуальную ситуацию в группе) нужно будет дать информационный блок, чтобы было понятно, зачем мы все это предлагаем. А затем – обратиться к потерям и приобретениям пенсионного возраста. Это можно сделать через мозговой штурм. Задать группе вопрос: «Что я теряю, что приобретаю, выходя на пенсию», ответы записать на доске и обсудить по пунктам. В какой-то мере это будет «заземлением» «Линии профессиональной жизни».
Затем, чтобы снизить градус напряжения можно поменять фокус видения и сделать шуточное упражнение «Продай проблему», где проблема, которую нужно продать – пенсия.

Другой необходимый блок программы – обращение к внутренним ресурсам. На этом нужно сосредоточиться в последней части, ибо тренинг должен закончиться на позитиве. Однако это обращение к ресурсам должно также сопровождать весь непростой процесс проживания утраты.

Где же искать эти ресурсы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего вдуматься в само это, затертое частым употреблением в психологическом лексиконе, слово «ресурс». Это нечто такое, чем мы обладаем и чего не используем в повседневной жизни. А что такое повседневная жизнь среднестатистического взрослого человека, особенно если он работает в структуре с жесткими дисплинарными рамками, какой является в частности и Газпром? Работа, дом, дети – каким-то занятиям «для души», бескорыстным увлечениям подчас вообще не остается места. Богатство и разнообразие внутреннего мира человека, не находящее реализации в повседневной жизни – это и есть наш «ресурс».

Кто Я? – отец/мать; водитель/доктор/диспетчер/программист; муж/жена, сын/дочь – в этих ролях концентрируется основная доля жизненной энергии. Это и поле для самореализации, и планка для измерения человеческой ценности. Но вот подходит пенсия – и с этими моими ролями начинает что-то происходить – они съеживаются и меняют качество. Конечно, я не разучилась лечить людей или водить машину, но мои профессиональные навыки уже не так востребованы. Я не перестала быть матерью, но дети давно выросли, у них своя жизнь, и так уж сильно, как раньше, они во мне не нуждаются...

Пожалуй, самое время задать себе вопрос – Кто Я теперь? Что наполнит мою жизнь после того, как я соскользну с устоявшей орбиты дом – работа – дом, по которой я кружила много лет? В поисках ответа нужно посмотреть на этот круг со стороны, или, другими словами, найти в своем внутреннем пространстве точку, из которой я смогу видеть разные свои ипостаси, не погружаясь в них, понять, какое место теперь они занимают в моей личности и что лежит за пределами этого круга востребованных прежней моей жизнью ролей.

Для решения этой задачи можно использовать упражнение из психосинтеза «Кто Я?». Один из вариантов его выполнения приводит в своей книге «Это в ваших силах» Дженет Рейнуотер.
Кто Я? (круг субличностей)
1. Возьмите лист бумаги и начните записывать на нем свои желания. Постарайтесь, чтобы ваш список не был похож на список подарков к Новому Году. Пишите, чем вам хотелось бы заниматься на работе или в свободное время, чего хотелось бы достичь.
2. Просмотрите свой список. Попробуйте выбрать 5 своих желаний, которые наиболее актуальны для вас сейчас. Возможно, вы захотите объединить какие-то потребности в один блок. Например, я хочу заниматься танцами и йогой. Я могу объединить это в один блок «Хочу развивать способности тела». Но могу и не захотеть это делать. Объединение – не самоцель, вы сами решаете, нужно это делать или нет.
3. Еще раз обратитесь к своему списку и подумайте, как вы можете обозначить ту часть вашей личности, из которой исходит данная потребность. Например, если я хочу заниматься танцами, эта часть моей личности, которую я могу обозначить «Танцовщица». Это не означает профессиональную принадлежность, даже не значит, что я занимаюсь танцами, но во мне есть это желание, есть такая часть.
4. На отдельном листе бумаги нарисуйте большой круг, а внутри – круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которго – ваше Я. А в самом кольце поместите те пять частей вашего Я, которые являются выразителями ваших сегодняшних желаний, обозначив их с помощью символов.
5. А теперь раскрасьте ваше Я
6. Найдите партнера и поделитесь с ним тем, с чем вы встретились в этом опыте.
7. Завершается упражнение обсуждением в кругу
Это большое упражнение, скорее всего, его нужно будет сделать во второй половине тренинга, но по ходу работы можно будет предлагать разные, менее объемные упражнения, служащие той же цели – обращению к себе как к личности, соприкосновению с богатством своего внутреннего мира. Это и есть мой внутренний ресурс. Таких упражнений нужно иметь в запасе как можно больше, чтобы в нужный момент можно было выбрать то, что будет соответствовать актуальной ситуации. То же относится и к упражнениям на разогрев.
Еще один мощный ресурс – контакт с другим человеком. Опыт такого контакта участники в любом случае получают на тренинге. Но можно предложить и упражнения, нацеленные на углубление такого контакта. Например, «Ассоциации». Это упражнение выполняется в парах. Участникам предлагается настроиться на партнера, закрыть глаза и попробовать представить себе своего партнера последовательно в образе цвета, растения, животного, музыкального инструмента, здания, сказочного или мифологического персонажа, а затем открыть глаза и поделиться своими ассоциациями.
Кроме того, нужно познакомить наших слушателей с разными техниками саморегуляции, предлагая их в разные моменты работы.
Раздаточный материал я подготовила небольшой – в основном это информация о кризисе и утрате. Его также можно будет использовать по мере надобности.
Если прибавить еще к этому Вступление (создание атмосферы, выработка целей и норм) и Заземление, понятно, что за два дня мы больше не успеем.

Настройка инструмента

Но подготовиться к тренингу - это не только продумать упражнения и расположить их в определенной последовательности, но внутренне подготовить себя к тому, с чем предстоит встретиться. Нет, не для того, чтобы угадать, что скажет тот или иной член группы, и заготовить ответ, но чтобы нащупать в себе место, из которого я смогу слушать, слышать и откликаться на то, что принесут в пространство тренинга участники группы. А для этого нужно наполниться пониманием того, на какую территорию я вступаю, каким мне видится поле этой проблемы, что я знаю о том, чем нам предстоит заниматься от себя и от других. Ведь пенсионный возраст несет не только утрату работы. Это время, когда отделяются от родительской семьи дети, когда происходят физические изменения, в общем, это время возрастного кризиса. И я задаю себе вопрос: Что такое для меня возрастной кризис?

Это время, когда удалявшаяся в беспредельные дали линия горизонта постепенно стабилизируется, замирает и начинает приближаться. И наступление момента, когда ты уткнешься в нее носом, из умозрительного знания превращается в осязаемую реальность. Когда усложняются отношения со словом «потом» - потом прочитаю, потом съезжу, вот будет время, напишу, вот стану посвободнее, встретимся, - потому что оно спотыкается о внутренний вопрос: «Потом – это когда?». Только если в следующей жизни, в этой откладывать уже некуда. И тому, чему я не могу найти место в сегодняшнем дне, нужно честно сказать: «Прощай...»

Это время, когда уже не возьмешь в ладошку ножку сына, потому что она 45 размера, много больше, чем твоя ладонь. А в редкие теперь уже моменты сыновьей нежности он, обнимая маму, не в коленки твои ткнется беленькой головкой, а обхватит снисходительно плечи и упрется щетинистым жестким подбородком в твою макушку. И когда у него неприятности, он больше не заплачет, как в детстве, но будет «решать проблему», а если когда-нибудь и поплачет, то не у тебя на плече, потому что ты уже не главный человек в его жизни.

Это время, когда, как говаривал Иосиф Бродский, «за рубашкой в комод полезешь – и день потерян», а к вечеру ты, утомленный оглядываешь груду невыполненных планов и говоришь себе: «Что-то сегодня неудачный день выдался. Ну, ничего, завтра все будет по-другому». Но назавтра повторяется то же самое, и груда не уменьшается, но растет. И в какой-то момент все равно придется признаться себе, что энергии у тебя уже не столько, сколько было в 30, и даже в 40 лет, и с этим нужно считаться, строя краткосрочные и долгосрочные планы.

Это время, когда беря в руки новую модель мобильника или приближаясь к компьютеру, чувствуешь себя младенцем рядом с пятилетним племянником. А начав изучать иностранный язык, очень быстро теряешь из виду хвост уходящего поезда своей молодой группы и, понурив голову, возвращаешься к месту старта, чтобы все начать сначала. А молодая подруга спросит о песне Азнавура: «О чем он поет? ... Не понимаешь? А почему? Ты ведь уже 5 лет французский учишь...». Ну, да, теперь это так, и с этим тоже нужно считаться, когда начинаешь учиться чему-то новому.

Это время, когда вместо зеркала хочется смотреться в старые фотографии. Вот это чистое и гладкое лицо, сияющее навстречу маленькому сыну – это я. А это – «озабоченный» лоб, мешки под глазами и резко высеченный носогубный треугольник – да нет, не может быть, это просто я сегодня не выспалась. Но реальность все равно прорвется и нашепчет: «неправда, теперь это – ты», когда ты войдешь в автобус, и мужчина, вежливо уступив место, уткнется в книгу, а не будет вымогать телефончик, а кондуктор, бросив на тебя беглый взгляд, прижмет локтем к животу сумку с деньгами и билетами и приготовит машинку для регистрации пенсинного проездного. И кассирша в музее, увидев в окошечке твое лицо, доверительно сообщит: «У нас пенсионерам скидка... Не надо, не надо пенсионного, я вам верю».

Это время, когда «снаряды» прореживают твое культурное поле, унося бардов, под песни которых ты вырос, писателей, чьими книгами зачитывался, актеров, на спектакли которых стрелял лишний билетик. И в какой-то момент ты обнаруживаешь, что выросло целое поколение людей, не знающих твоих героев, что у них свои герои, неизвестные и подчас совершенно неинтересные тебе, свои песни и крылатые фразочки, и весь «твой мир» таким образом переместился из центра на периферию жизни. Это время, когда, собираясь кругом друзей молодости – одноклассники, однокурсники, собратья по увлечениям – мы сидим, по слову поэта, «просторнее, грустнее» и вспоминаем тех, кого нет с нами. Это время, когда все меньше среди нас, ровестников, тех, у кого живы еще родители, все больше тех у кого судьба отняла или приковала к постели болезнью мужей, жен, братьев или сестер.

К этому времени ты двигаешься мелкими, неприметными шагами, чего-то не замечая, что-то просто не желая увидеть, чтобы однажды вдруг обнаружить себя Другим в Другом мире.

Я не планирую говорить все эти слова группе, но мне нужно сказать все это самой себе, чтобы сформировать некую внутреннюю точку отсчета, с которой я могу сверяться, реагируя на то, что будет происходить в процессе работы группы.

Погружение в «место»

И вот мы в Сургуте. По дороге из аэропорта Лена Краузе знакомит нас с ситуацией. Набор в группу проходил непросто. Лена постаралась побеседовать с каждым, но часто встречала жесткое сопротивление. Даже люди, которые обращались к ней за помощью в индивидуальном порядке, на тренинг идти не хотели. Часто звучали вопросы: «А почему я? Вот ... (Иванов, Петров, Сидоров) тоже пенсионного возраста. Почему именно ко мне?». Некоторые просто отказывались разговаривать. «Так что группа сложная будет, готовьтесь». Все понятно. Когда они приходили к Лене, они лишь предвидели беду и просили о помощи. А когда уже зовут на тренинг – это вроде приглашения на казнь. Стало быть мы для них никакие не помощники, но вестники беды – приехали из Питера зачитать приговор и принять исповедь перед казнью. Оптимизма все это не прибавляет, но отступать все равно некуда.

Тренинг начнется завтра, сегодня у нас полдня свободно, и Лена предлагает нам поехать в музей Сургутгазпрома, где нас сегодня готовы принять. Мы устали с дороги, но нужно врастать в контекст, и мы едем в Газпром. Музей производит на нас большое впечатление. Его проектировали ленинградцы, и это маленький шедевр музейного искусства. На небольшом пространстве одного зала уместилась вся история империи под названием Газпром (конечно, в местном преломлении). И здесь, у музейного стенда, меня озаряет открытие: биография этого гиганта, без которого сейчас невозможно представить Россию и который, кажется, существовал всегда, на самом деле укладывается в рамки одной человеческой жизни. И не какой-то жизни вообще, а персонально моей. Газпром – мой ровестник.

В сентябре 1953 года, когда моя мама, ловко пряча под лохмотьями растущий живот, играла беспризорника Кольку в спектакле «Сильные духом» Ленинградского театра Балтфлота, из скважины близ деревни Березово, куда в 18 веке был сослан из Петербурга князь Меньшиков с семьей, вырвался первый западносибирский газ. Природа не знает свойственных людям сомнений и колебаний. В феврале 1954 года я, как положено, появилась на свет, а газовый факел над Березовым все еще пылал, и правительство СССР все еще раздумывало, стоит ли инвестировать средства в развитие газовой отрасли. И в 1956 году первый министр Газовой промышленности А.К. Кортунов пошел ва-банк – приехал в Москву на партхозактив и обратился с докладной запиской к Хрущеву. В записке (психологически грамотный ход) Кортунов предупреждал генсека, что если мы не будем развивать газодобычу, никогда не только не перегоним, но и не догоним Америку по основным показателям. Прочтя доклад, Кортунов сразу же уехал домой, ожидая то ли ареста, то ли победы. И победил.

В 1959 году баржи доставили в Сургут геологов-первопроходцев, которые открыли в районе поселка богатые месторождения нефти и газа. Это о них пел мне, пятилетней, голубой бабушкин радиоприемник. Во второй половине 1970-х годов началось строительство газопровода Уренгой-Сургут-Челябинск. И в этот холодный болотистый край потянулись сотни и тысячи молодых людей, чтобы принять участие в стройке века. А я в это время училась на психфаке ЛГУ, писала курсовые, сидела в публичке, занималась в университетской самодеятельности, бегала по театрам, встречалась с друзьями. Слышала, конечно, по радио о великих стройках коммунизма, но уже геологом быть не мечтала, таежная романтика отлетела в другой мир, моя жизнь текла параллельным потоком.

Музей не перегружен экспонатами, то есть нет ощущения тесноты, но есть все – исторические фотографии, вещи первостроителей, документы и приказы. Уместился даже макет жилища первых сургутян. Крошечная комнатка, железная кровать. Узкий проход отделяет ее от деревянного, самопального столика, покрытого газетой. Пространства этой газеты хватает, чтобы уместить все нехитрое хозяйство обитателей: чайничек, тарелки, электрическая плитка. На наше дружное «Ах, какая теснота!» хозяева музея, супруги Галина и Вениамин Марченковы, отвечают: «Что вы! Это номер-люкс. Бывало, что на таком пространстве умещалось две двухярусные кровати, то есть жили четыре человека, а иногда и восемь, и спали тогда по очереди – одни уходили на работу, другие возвращались».

Здесь, в музее говорилось о том, чего не было в бодрых песнях Пахмутовой – о тучах комаров, гнуса и мошки, о великой грязи, в которой по самую кабину увязали КАМЗы, о зимнем 50 градусном морозе, о житье в железных бочках, вагончиках или наскоро сбитых, похожих на курятники, времянках, где ночью волосы примерзали к железным рамам кровати, да о девичьих слезках, пролитых над напрасно привезенными в эту глушь бальными туфельками на шпильках.

Боже мой, за что же им так, куда гнало этих людей высокое начальство! Загубленное здоровье, ранние смерти – зачем было требовать от людей таких жертв? Вот первый директор Сургуттрансгаза Михаил Чумаков, выпускник ленинградского Политеха, умер в 43 года, вот его сокурсник, первый главный инженер Эдуард Клиновский, умер в 40 лет. Неужели обязательно было делать все этой такой ценой?! Все это вызывает и громадное уважение, и, одновременно, грусть и боль.

Под конец Галина, которая водит нас по музею, показывает нам с гордостью волшебную диараму: Посреди жидкого леса (на мерзлой, болотистой почве деревья большими не вырастают) поляна, костер и человек у костра. Так все здесь было. Потом щелчок, другой – освещение меняется и вид преображается. Теперь это большой современный город с высокими зданиями и просторными проспектами. Видя это понимаешь, почему все сургутяне такие отчаянные патриоты. Они любят свой город, как родители любят трудного ребенка, которого они вырастили с пеленок. Так они вырастили свой Сургут, под их руками из одинокого островка огней в таежном море (в поселке Сургут в 60-е годы 20 века было 2,5 тысячи жителей) вырос город. Потому с такой гордостью показывают они застроенные типовыми домами широкие проспекты, сверкающую голубыми стеклами высотку Газпрома, и даже огромный котлован, за которым им видится будущий 9-этажный дом. Ведь самые обыкновенные вещи любовь превращает в единственное в мире чудо.

Вечером в гостинице мы перевариваем увиденное и услышанное. Лена Ларионова предлагает: «Давай завтра расскажем группе о нашем впечатлении. И им зададим вопрос, чем они гордятся в своей профессиональной жизни». Правильно, это будет хорошим началом.

Итак, завтра мы:
  • Представимся сами, расскажем о себе, о «Гармонии», о впечатлении от музея
  • Попросим участников представиться, сказать сколько лет живут на Севере, поделиться ярким воспоминанием и сказать, чем они гордятся
  • Соберем ожидания и расскажем о том, что мы хотим и можем им предложить
  • Дадим какую-то из техник саморегуляции
  • Линия профессиональной жизни
  • Дальше по обстоятельствам – либо «Потери и приобретения» либо что-то из личностно-ориентированных упражнений.

Расписание ближайших событий

  Дата Ведущие Тема  
май 2025 Тамара Сикорская Программа профессиональной подготовки супервизоров для специалистов в области психологического и психотерапевтического консультирования
Подробнее...
 
сентябрь 2024 - ноябрь 2024  Ирина Гуревич Онлайн-мастерская по работе с детьми
Подробнее...
 
апрель 2024 - июнь 2024 Елена Ларионова и Сергей Валюхов Онлайн-мастерская по работе с психотерапевтическими группами
Подробнее...
 
сентябрь 2024 Преполаватели Института Гармония

Международная школа психотерапеии, консультирования и ведения групп 
Подробнее...

 
 

 

Институт Гармония © 2023