О Гармонии » Наша библиотека » Статьи » "Психологическая поддержка работников предпенсионного и пенсионного возраста". Мария Соловейчик » Работа над ошибками

Работа над ошибками

Глава 3 Рефлексия опыта
Работа над ошибками

Итак, процесс рождения тренинга завершился благополучно. Несмотря на все трудности, мы произвели на свет жизнеспособного ребенка, который имеет шанс развиться и вырасти. Довольно скоро выясняется, что такой шанс Газпром нам дает. Благодаря успеху нашего первого тренинга, Гармония заключает с Сургутгазпромом договор о сотрудничестве, в планы которого кроме традиционных бизнес-тренингов, которые будут проводиться для кадрового резерва организации, включен тренинг психологической поддержки пенсионеров в объеме уже не двух, а целых трех дней. Тренинг назначен на апрель следующего года. Готовясь к нему, необходимо подумать о том, что помогло нам достичь успеха и что нужно сделать по-другому, чтобы работа была более эффективной.

Прежде всего, хорошо то, что нам удалось сохранить, несмотря на сопротивление группы, принимающую позицию. Помогло нам и то, что мы старались быть с группой открытыми и честными, что мы личностно включались в процесс, делились искренне своими откликами.

Что мы можем изменить?
Во-первых, нужно сделать все от нас зависящее, чтобы сформировать в группе мотивацию на участие. Конечно, по понятным причинам, мы не можем предварительно побеседовать с каждым предполагаемым участником, этим занимается на месте Лена Краузе, но ей нужна наша поддержка. Мы можем составить письменное обращение к участнику, примерно так:
«Всем нам по жизни и по книгам знакомо понятие «возрастные кризисы». Жизненных перемен, связанных с возрастом (среди которых одна из самых существенных – это выход на пенсию), никто не может избежать. Мы не можем изменить эту реальность, но можем по-разному отнестись к ней.
Наша работа будет посвящена тому, как с наименьшими потерями выйти из кризиса, связанного с выходом на пенсию, как настроить себя на то, что это событие – не «конец жизни», а лишь завершение еще одного, очень большого ее этапа и начало нового. Мы поговорим о том, как правильно позаботиться о себе. У вас будет возможность лучше узнать себя, познакомиться с разными сторонами своей личности, обратиться к своим ресурсам. Мы будем учить свое тело расслабляться, снимать физическое и эмоциональное напряжение, потренируем различные техники дыхания. Вместе мы поразмышляем о том, как вы можете поддерживать друг друга».

Дальше можно перечислить рассматриваемые темы, написать об ожидаемых результатах и методах работы, то есть более разговорным и простым языком написать то, что ранее я писала в рекламе для руководства.
Правда, как показывает опыт, далеко не все читают подобные бумажки, так что к этому разговору потребуется вернуться, когда мы начнем работать. И в этом разговоре нужно будет учесть еще один момент. Наша первая группа изначально восприняла нас как людей, которые, используя какие-то психологические приемчики, вплоть до гипноза, будут убеждать их выйти на пенсию и потому вступила с нами в борьбу. Мы поняли это, но не уделили достаточно внимания тому, чтобы это мнение переломить и донести до группы, что наша задача – не уговорить их уйти на пенсию, а помочь им позаботиться о себе, когда это случится.
Второй момент, кратко затронутый в предварительном обращении, но требующей более подробного разговора – это форма работы. Нужно учесть, что многие наши слушатели не знакомы с такой формой работы как тренинг. У некоторых из них нет опыта личного обращения к психологу и, опираясь на расхожие представления о представителях этой профессии, они ожидают психологов лекций, тестов или применения манипулятивных техник. Нужно сказать несколько слов и о том, что такое психологи, и о том, что такое тренинг и чем он отличается от других форм обучения. Чтобы сказать об этом коротко, но ничего не упустить, я подготавливаю краткий конспект. Этот текст я не собираюсь включать в раздаточный материал, это скорее заметки для себя, которые помогут построить разговор с группой.

Беседа о тренинге
Вопросы группе: Кому приходилось раньше встречаться с психологами? Чего вы ждете от этой встречи? Психолог – что-то новое для нашей культуры, поэтому не удивительно, что сталкиваться с психологами приходилось далеко не каждому. По опыту мы знаем, что часто от психологов ждут лекций о жизни, советов и наставлений или проведения тестов и выдачи характеристик. Действительно, есть психологи-исследователи, которые именно этим занимаются. Но мы – психологи-практики. Мы стараемся помочь каждому человеку раскрыть свой потенциал, осознать собственную уникальность. Эта задача решается в индивидуальном консультировании и в психологических тренингах. Что же такое тренинг и чего от него можно ждать?

  • Тренинг – это возможность остановиться, осмыслить свой опыт, задать себе вопросы, которые мы не задаем себе в обычной жизни.
  • Тренинг – это возможность встречи и общения. Конечно, в жизни мы и так общаемся со своими друзьями, близкими, соседями, сотрудниками, но круг этих людей более или менее постоянен, а с возрастом приобретать новых друзей становится все сложнее. Тренинг дает возможность увидеть по-новому своих старых знакомых и встретиться с новыми людьми, которые могут увидеть вас с неожиданной стороны и помочь вам узнать что-то новое о себе.
  • Тренинг – это возможность получить новый опыт. В тренинге мы узнаем что-то новое о себе не только от других людей, но и от самих себя. Наша душевная жизнь богата и разнообразна. Но обстоятельства вынуждают нас подчинять свою жизнь выполнению определенных задач. С возрастом обязательств у нас становится все больше, а свободы самовыражения все меньше. Образно говоря, наша душевная жизнь становится похожей на затемненную комнату, наполненную различными предметами, где луч света направлен на определенную область, а остальное находится в тени. Тренинг может помочь высветить разные потаенные уголки этой комнаты, обнаружить в ней забытые и очень полезные вещи.

Мы постараемся создать условия для того, чтобы вы совершали открытия, которые сделают вашу жизнь более насыщенной и разнообразной. Наша задача не указать всем единственный и правильный путь, а помочь каждому найти собственную дорогу. Осуществление этой задачи требует и особых средств:

  • Участники тренинга обычно сидят в кругу. Это обеспечивает возможность каждому видеть каждого, у всех равные возможности участия.
  • Тренинг обращен не только к интеллектуальной стороне личности, но к воображению, эмоциональной сфере. Мы будем не только разговаривать, но рисовать, слушать музыку, использовать двигательные игры, медитации, обращаться к своим воспоминаниям, использовать свое воображение

Но важно не только проговорить эти слова, но с первых шагов начать предлагать группе какие-то задания, которые позволили бы участникам прикоснуться к этой форме работы на практике. Не просто предложить назвать свое имя, но сделать какую-то игру с именами, с самого начала вводить и парное взаимодействие, предлагая задания, непривычные по форме, но в то же время простые, не требующие глубокого самораскрытия, задания, которые сможет легко выполнить каждый. Например, предложить объединиться в пары (выбирая в партнеры наименее знакомого человека), «рассказать» без слов партнеру, чем я люблю заниматься в свободное время, а потом в общем кругу представить своего партнера и его любимые занятия группе. Это позволит участникам встретиться с незнакомыми людьми, освоить пространство зала, снять страх перед движением и игрой. Таких шуточных заданий, конечно, не должно быть много, чтобы группа не стала воспринимать тренеров как массовиков-затейников, но в начале, а также в моменты, когда накапливается усталость, они полезны и помогут снять напряжение.

Еще один урок, который можно извлечь из нашего первого опыта – не надо жалеть времени на формирование атмосферы доверия. Из опыта индивидуальной работы мы знаем, что для проживания потери эта атмосфера особенно важна, но в то же время в этой ситуации, когда человека захлестывают негативные переживания, формируется она сложнее и дольше. На этапе знакомства нужно включить упражнение «Открытки», когда группе предлагается из предложенного ассортимента открыток с репродукциями картин разных художников выбрать одну или две, отвечающие сегодняшнему настроению и состоянию, а затем рассказать группе о своем выборе. Это упражнение хорошо тем, что позволяет каждому участнику выбирать ту степень самораскрытия, к которой он в настоящий момент готов: можно ответить односложно, а можно - более пространно, любое высказывание позволит человеку в той или иной степени проявиться, а другому - его почувствовать.

Следующий аспект, которому мы не уделили достаточно внимания – это предоставление информации. Понятно, что тренинг – не лекция и здесь нужно больше действовать, чем говорить, но все же сводить все к нескольким вступительным словам и вручению раздаточных материалов (которые кто-то читает, а кто-то нет) в данном случае нельзя. Нужно по мере движения процесса обращаться периодически к этим материалам, комментировать их примерами, предложить участникам приводить свои и задавать вопросы. Это поможет им понять, что мы делаем и зачем.

Мы размышляли и о том, чем можно дополнить заключительную стадию тернинга. В раздаточные материалы я включила инструкцию к написанию «прощального письма» из книги Боба Дейтса «Жизнь после потери». В этой инструкции коротко, просто и понятно изложена идея этого упражнения.

Прощальное письмо
(из книги Боба Дейтса «Жизнь после потери»)
Прощаться всегда нелегко. Уходят ли от вас гости или вы сами покидаете дом любимых друзей, момент расставания несет в себе элемент грусти.
Но, открывая новую дверь, надо закрыть ту, что отделяет вас от прошлого.
Сказать «прощай» – не значит забыть. Это акт доброго расставания с той частью жизни, которая навсегда останется в вашей памяти, но уйдет из круга ваших повседневных забот.
Мы предлагаем вам написать этой части жизни прощальное письмо.
В начале обратитесь к сути своей утраты как к человеку. Например, мы с женой, меняя место жительства, писали:
«Милый наш Дом…».
Затем опишите человеку или персонифицированному событию ваши чувства, связанные с расставанием, хорошие и плохие.
Поблагодарите за то хорошее, что вы получили.
Скажите, что вы сможете и захотите взять с собой в свою новую жизнь. Как вы можете это сделать?
Расскажите о своих надеждах – как вам видится будущее. Постарайтесь описать свое будущее как можно более подробно. Расскажите, на кого вы можете опираться в построении своего будущего. Что может вам помешать, и как вы планируете справиться с препятствием.
Вы можете вначале набросать свои мысли на черновик, но окончательный вариант письма должен быть написан чисто, от руки, хорошей ручкой.
Сохраните свое письмо.

Написание такого письма – это выполнение некоего ритуала прощания с тем, что утрачено. В течение тренинга мы к этому материалу не обращались, просто сказали участникам, что они могут попробовать это сделать самостоятельно, пользуясь инструкциями как руководством.
Однако, сейчас я задумалась о том, что можно попробовать начать писать письмо или хотя бы черновик прямо на тренинге. Ведь по ходу наших занятий мы, можно сказать «набирали материал» для такого письма. У участников была возможность оглянуться на свой профессиональный путь, мысленно пройтись по этому пути, восстановить его основные вехи, вспомнить о том хорошем, что дала им работа. Мы старались создать психологически безопасное пространство для отрегаирования негативных переживаний, чтобы легче было отпустить обиды. Нужно ввести еще один шаг – представление о будущем.
Это упражнение мы составляем вместе с Аней Родиной, которая будет моим партнером в следующем тренинге

«Что я буду делать на пенсии»
В предыдущем обсуждении, да и на протяжении всего нашего семинара мы так или иначе обращаемся в будущее, строим свои догадки, предположения. Сейчас хотелось бы предложить вам остановиться на этом подробнее и представить себе свое будущее более детально.

Сядьте удобно. Уберите все, что может вам помешать. Ноги опираются об пол, руки лежат свободно. Если вам ничего не мешает, закройте глаза, если это трудно сделать, выберите какую-то точку на полу, прямо перед собой и остановите на ней свой взгляд, важно, чтобы вы могли остаться наедине с собой и никакие внешние впечатления не отвлекали вас. Почувствуйте свое тело, постарайтесь отпустить лишнее напряжение. Сделайте два-три глубоких вдоха и продолжайте дышать в привычном ритме.
Сейчас, представьте себе, что наступил день, когда вы ушли со своей нынешней работы, вы перестали работать в газовой отрасли. Для кого-то это уже свершившийся факт, для кого-то ближайшее, для кого-то более отдаленное будущее.
Попробуйте представить себе свою жизнь. Нарисуйте в своем воображении как можно более детальную картину этого будущего.
Начинается день – когда вы просыпаетесь? С каким чувством встаете? Что вам хочется сделать в первую очередь?...
Как вы распределяете время? Планируете свой день или плывете по течению?...
С кем вы встречаетесь? С кем общаетесь?...
Как относятся к вам окружающие – близкие… друзья… знакомые… соседи?
Что радует вас?...
Что огорчает? Какие трудности вы испытываете? ...
Кто поддерживает вас? На кого вы можете опираться, чтобы справиться с трудностями?
Сейчас возьмите еще немного времени, чтобы продолжить свое воображаемое путешествие в будущее и дать волю своей фантазии....
А сейчас сделайте два-три глубоких вдоха и в удобном для вас темпе возвращайтесь в эту комнату и открывайте глаза.
Теперь мы предлагаем вам поделиться в кругу тем, с чем вы встретились в совем воображаемом путешествии.

После выполнения этого упражнения можно уже переходить к «Прощальному письму».
С такими дополнениями в программе мы с Аней отправились в Сургут.

Расписание ближайших событий

  Дата Ведущие Тема  
2-5 мая 2024 Юля Буканова и Софья Бадхен XV Ежегодная Конференция "Я и Другой": Пространство Отношений"
Подробнее...
 
апрель и май 2024 Выпускники программы "Международная школа психотерапии и конслуьтирования" Очные бесплатные тренинги 
Подробнее...
 
май 2025 Тамара Сикорская Программа профессиональной подготовки супервизоров для специалистов в области психологического и психотерапевтического консультирования
Подробнее...
 
октябрь 2024 и февраль 2025 Ситникова Наталья и Дина Валеева Программа подготовки консультантов экстреннйо психологчиеской помощи
Подробнее...
 
сентябрь 2024 - ноябрь 2024  Ирина Гуревич Онлайн-мастерская по работе с детьми
Подробнее...
 
апрель 2024 - июнь 2024 Елена Ларионова и Сергей Валюхов Онлайн-мастерская по работе с психотерапевтическими группами
Подробнее...
 
сентябрь 2024 Преполаватели Института Гармония

Международная школа психотерапеии, консультирования и ведения групп 
Подробнее...

 
 

 

Институт Гармония © 2023