О Гармонии » Наша библиотека » Статьи » "Психологическая поддержка работников предпенсионного и пенсионного возраста". Мария Соловейчик » Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо

Глава 5 Кому на Руси жить хорошо
Тренинг едет в Чайковский, октябрь 2005

Дорога к тренингу
С того момента, когда я узнала о предстоящей командировке в Чайковский, я периодически подходила к карте России, чтобы понять, куда же я еду. Конечно, самого Чайковского на карте не было, но Ижевск, до которого нам купили билеты и от которого нам предстояло 100 км ехать на машине до Чайковского, найти было не трудно. И все же - возможно, это связано с моей географической тупостью - я почему-то никак не могла удержать в голове представление о месте этой точки в пространстве России. И почему-то в сознании не находилось никаких хоть приблизительных стереотипов о том, с чем предстоит встретиться. Например, понятно, что Владикавказ – это Кавказ, то есть горы, своенравный Терек, сакли по склонам ущелья, Лермонтов, Толстой. Сургут – это Сибирь, то есть снег, холод, тайга, кедры в снегу, Ермак, песни Пахмутовой. Владимир – это Золотое кольцо, древние белые храмы, Золотые Ворота, княжеские палаты, Андрей Рублев, Тарковский. Челябинск – Урал, горы, Бажов, Малахитова шкатулка. А Чайковский – это что? Какая там погода, какой пейзаж за окном?И вот мы летим.

На этот раз мой партнер – Ксюша Шилова. В самолете дают местную прессу, которую мы бегло просматриваем. «Что такое Ижевск? – вопрошает рекламный юноша. – Это моя среда обитания. Посмотрите на мои ботинки: на них нет пыли. Такие вещи замечаешь». Ощущение, что мы летим в какой-то неведомый край, параллельный мир, где особая среда обитания и ритм жизни, растет. И маленький ТУ-134 начинает казаться не убогим, а каким-то по-домашнему уютным.

Самолет снижается, и все четче становятся видны аккуратные, словно свежевыбритые поля. Они похожи на ковры. Острова и полуострова деревьев выписывают на этом ковровом поле произвольные узоры, мешая зеленый, красный и желтый цвета всех оттенков, а стога покрывают ткань ковра крапинкой. В багажном отделении ижевского аэропорта нет никакой крутящейся ленты. Багаж по старинке грузчики передают из рук в руки. На дворе стоит дивная солнечная осень. Деревья прозрачные и неподвижные, необыкновенное ощущение тишины и покоя. Водителя, который должен был доставить нас в Чайковский, мы спрашиваем: «А у вас правда все так тихо и спокойно или это нам только кажется?» – «Правда, правда».

Дорогой водитель рассказал, что в 40 км от Чайковского находится городок Воткинск, где родился Петр Ильич Чайковский. Когда строили Воткинскую ГЭС, поселок строителей разместился у деревни Сайгатка. Со временем поселок разросся, получил статус города и был назван Чайковский. Впрочем, большую часть пути водитель молчал, и мы мало-помалу притихли, потому что от этой красоты захватило дух. За окном были березовые и еловые леса, поляны и реки, все вполне обыденно и в то же время поразительно. Как будто кто-то взял и увеличил знакомые пейзажи в десять раз, и деревья стали статными исполинами, а поляны превратились в поля, и все это мелькало за окном, не повторяясь и не заканчиваясь. Теперь понятно стало, где мы. Мы в Русском музее, волшебным образом вошли в полотнах Левитана и Шишкина. Вот откуда это ощущение фантастического реализма. Когда все время хочется восклицать: «Значит, это все правда, это все на самом деле есть?! Вот куда это все спряталось».В гостинице на нас оставлена была заявка, мы расположились в уютных номерах, поутру обещали завтрак. При этом никто не передавал, где нам завтра работать, куда ехать. Идем гулять по Чайковскому. Первое, что бросается в глаза – деревья с красной кроной. Что это? Явно не листья, а ягоды. Но не рябина. Может быть, боярышник? Нет, листья не похожи. Рассматриваем диковинные плоды. Господи, да это же яблочки! Маленькие дикие яблочки. Опять то же – что особенного для жителя России в яблоках, но таких и в таком количестве, чтобы целые аллеи, да кроны переплетаются, никогда мы не видели.

Райские яблочки…

Аленький цветочек…

Ключница Пелагея…

Тогда так: «Отправились девицы в чужие краи. Железный конь на место доставил. Голову преклонить захотели – постель перед ними, голод почувствовали – скатерть самобраная раскинулась (ну, не совсем, конечно, самобраная, в кафе поели за деньги, но за очень небольшие и вкусно). А хозяина все не видно…»
К вечеру хозяин появился. Как и положено по сказке, вначале в виде голоса. Голос шел из телефонной трубки. Он принадлежал нашей коллеге Лене Аликиной и был таким нежным и мелодичным, что сказку не разрушил, а напротив, вполне органично в нее вписался, просто и быстро разрешив все оргвопросы. И сказка продолжалась: «Отправились девицы гулять… И попали на берег Камы, в березовую рощу…»

В гуще статных стволов изменяется сознание и понимаешь, что выражение «хоровод берез» - это не образ, а буквальное и точное описание явления, учитывающее относительность движения, то есть деревья, конечно, стоят на месте, но твоя голова плывет и идет кругом, так что в целом получается хоровод. И можно подумать, что водят его березы, хотя на самом деле это тебя ведет и закручивает медленный магический танец, затягивая все дальше по золотому ковру опавших листьев. Вот так, в погоне за тайной, а не за ягодками, заблудилась в лесу Машенька и вышла на медвежью избушку. Кажется, если подольше здесь побыть, можно впасть в березовый транс.

Шишкин, Левитан, сказки, былины… Путешествие в прошлое? А в гостинице евроремонт. А из окон шестого этажа видны уютные двухэтажные постройки, дома первостроителей Чайковского, мои ровестники (то есть, дома ровестники, а не первостроители, конечно). Вправо от гостиницы пойдешь – управление Пермтрансгаза найдешь. Влево пойдешь – райские яблочки найдешь. Много яблочек. Целая яблоневая аллея, и не аллея даже, а галерея: ветви, склоняясь под тяжестью плодов, гнутся и сплетаются, образуя крышу. А выходит та аллея к берегу Камы, на причал, где летнее кафе и за пустыми столиками сидит компания молодых людей, распивая пиво «Три медведя».

А дальше пойдешь – в царство берез попадешь. А еще дальше берегом Камы пойдешь - памятник героям Великой Отечественной войны найдешь.

Прошлое не ушло совсем, оно исчезло из поля нашего зрения, завернуло за угол и осело в Чайковском. Разные времена приходили и уходили, скрываясь за поворотом, и приживались здесь. Былинная Русь, Шишкин, Левитан, Чайковский, Аксаков, война, стройки и перестройки коммунизма – все обосновались в этом городе, и им не тесно. Вот мы и блуждаем по углам и закоулкам времени. Это путешествие во времени стало темой нашей поездки. Но в тот первый вечер мы еще этого не знали, просто наслаждались тишиной и уютом этого городка. Все здесь нам нравилось, пока на следующий день мы не пришли на работу.

На тренинге

Пока мы говорили всякие вступительные слова о том, что такое тренинг, о Гармонии, о нашей теме, о прошлом опыте, стояла вежливая тишина. Казалось, группа слушает наши речи, как приветственное слово официального лица на заседании - бесполезное, но неизбежное вступление к наболевшим вопросам. Что наболело, и зачем они пришли сюда выяснилось скоро. На наш вопрос об ожиданиях первым откликнулся Геннадий, приехавший на тренинг из маленького городка Пермской области: «Меня послали сюда как ходока к Ленину. Нужно выяснить, какие льготы полагаются пенсионерам, что будет с медицинским обслуживанием, вообще, какие у нас права». Несколько человек Геннадия горячо поддержали, для них также это основная цель пребывания на тренинге.

Постепенно выясняется, что 10 из 15 наших слушателей приехали сюда в Чайковский из стоящих вдоль газопровода глухих городков и поселков, названий которых мы никогда бы не узнали, если бы не приехали в Чайковский. До некоторых из них можно добраться только на вертолете. Кто-то работает на КС, кто-то газораспределительной станции, кто-то занят обслуживанием газовой трубы – то есть зимой и летом трубу осматривает, устраняет неисправности.

О психологах в этих местах никто не слышал, начальники, которым приходила разнарядка на сотрудника пенсионного возраста – послать такого-то на тренинг и которым Лена Аликина пыталась объяснить, какова цель этого тренинга, привычно кивали, но в тонкости мотивации не вдавались. Вызывали человека и говорили: «Палыч, надо в Чайковский съездить, разузнать там все, а то обдурят народ с этими пенсиями. Ты человек толковый, ты уж там все порасспроси, нам потом расскажешь». Женщин соблазняли возможностью походить по магазинам, прикупить кое-чего себе, детям, внукам. А кому-то просто говорили – поезжай, и человек, привыкший подчиняться, брал под козырек, не спрашивая, зачем он едет от дома и семьи в этот Чайковский. Какая уж тут мотивация?!

Нет, конечно, не все было так уж мрачно. Некоторые из наших слушателей известие о предстоящей работе с психологами приняли с интересом и поделились своими трудностями. Ирина, например, приехала из поселка, основное население составляют шахтеры давно законсервированных шахт. «Люди у нас живут очень бедно. Мы, сотрудники Газпрома, хорошо живем, и мы как бельмо на глазу у всех. Не знаю, как буду жить на пенсии. Изменится все, от материального положения до отношения окружающих». Говорили о страхе остаться без дела, чувствовать себя невостребованной, выражали желание получить подсказку, как себя поддержать, как справиться с трудностями.

И все же для преобладающей части аудитории главными были практические проблемы. Живущие в отдалении от центрального управления, где решались все вопросы, люди боялись быть обманутыми, боялись бюрократической волокиты, боялись потеряться в сложных извивах законодательства. Напрасно трезвые голоса некоторых участников говорили: «Не паникуйте. Все прописано в коллективном договоре». Люди требовали беседы с кадровиком или юристом, которому они могли бы задать свои вопросы. И дело здесь, может быть, было не в поиске информации, а в возможности принести куда-то свою тревогу, а еще убедиться в том, что в головном офисе их слышат, что на их просьбы готовы откликаться.

В перерыве мы смогли проговорить этот вопрос с Леной Аликиной и объявили нашим слушателям, что в третий день занятий кадровик будет приглашен сюда для часовой беседы. Это позволило несколько снизить градус напряжения, но мотивации на участие в тренинге не прибавило.

Честно говоря, я и сама чувствовала неловкость, когда смотрела в спокойные неулыбчивые лица этих больших мужчин (именно мужчин, женщины казались гораздо более расположенными откликаться на наши предложения), которых так легко было представить себе за рулем КАМазов или в морозном лесу, с инструментами в сильных руках, колдующими над газовой трубой. Что же, вот этот Илья Муромец, который сидит напротив меня, серьезный, надежный, как скала и такой же неподвижный, вот он возьмет в свои руки восковой мелок, который в два раза меньше его мизинца, и будет на листе А4 «отражать в рисунке свои переживания»? Все, что мы могли им предложить, казалось неуместным и чуждым их жизни. А ведь нам с ними предстоит провести четыре дня! И сбежать им от нас совершенно некуда, некоторым до дому много часов пути. Ну, а нам от них и подавно никуда не деться. Что же с нами будет?

В такие моменты трудного старта особенно важно чувствовать поддержку партнера. Пусть у этого партнера оптимизма не больше, чем у тебя, но насколько же легче, когда нас двое и каждому есть на кого опереться. А Ксюша была именно таким надежным партнером. Так, бережно поддерживая друг друга, мы двинулись вперед, медленными, осторожными шагами, стараясь прислушиваться к группе и дать людям время адаптироваться к необычной для них работе.

Постепенно мы нащупывали дорожку к друг к другу. Кто-то из участников, конечно, посмеивался, переглядываясь с соседом, над странными психологами, кто-то пожимал плечами и качал головой, но мало-помалу все втягивались в работу. Выполняя упражнение «Линия профессиональной жизни», люди с увлечением погружались в свое прошлое, следуя за нитью собственной жизни, которая прошила и скрепила разные эпохи жизни страны. Чего только не было в этой жизни!

Судьбы этих людей можно передавать былинным размером. Или поэму о них написать под названием «Кому на Руси жить хорошо-2». Страстотерпцы, чем-то похожие на героев русских сказок. Скорее всего, отсутствием драматических эффектов при встрече с испытаниями. Радость пришла – хорошо, а если беда – значит так тому и быть. Так они жили, работали, растили детей, потом внуков, такими подошли к пенсии.

Когда каждый, кто хотел, поделился в кругу своими воспоминаниями и размышлениями, мы предложили объединиться в малые группы и обсудить, что дало им это упражнение.Оказалось, что участникам удалось:

  • проанализировать свою профессиональную жизнь (в обычной жизни нет для этого времени), увидеть, как много удалось добиться, и ощутить гордость за свои достижения
  • понять, что пройденный профессиональный путь соответствовал изначальным целям и желаниям
  • оценить людей, которых довелось встретить на этом пути
  • понять, как работа закалила характер
  • осознать, в какой точке я нахожусь сейчас на своем жизненном пути

Осмысление своего профессионального пути помогло участникам не только подпитаться позитивной энергией, но и увидеть новые возможности.

«Я хотела стать учительницей и стала. – говорит Зина. – 15 лет я отдала школе, казалось, что ничего другого в моей жизни не будет. А потом встретилась с Газпромом, начала работать здесь и поняла, что без школы можно обойтись. Жизнь стала совсем другая, но тоже очень интересная. Может быть, на пенсии тоже будет что-то новое и интересное».

«Я вспомнила детскую мечту стать швеей, - говорит Галина. – Как кукол обшивала, а потом сестрам помогала одеваться, фасоны придумывала. Мне очень нравилось. Я подумала, может быть на пенсии мне шитьем заняться? Сейчас столько тканей интересных есть...»

Так путешествие в свое прошлое открывало что-то новое в видении будущего. Но случилось так, что нашим слушателям удалось соприкоснуться не только с собственным прошлым, но и продвинуться дальше вглубь времени. Мы не планировали такого шага, это был мудрый ход, предложенный самой жизнью. Мы просто сумели эту подсказку услышать и воспользоваться ею.

Говорят, что групповое бессознательное выражает себя в разные моменты через разных членов группы. Так ли это было на этот раз, трудно сказать, но после упражнения «Линия жизни» одна из участниц вдруг заговорила о том, что неподалеку от учебного центра, где мы занимались, на территории бывшей деревни Сайгатка есть музей – усадьба крестьянина-старообрядца ХУ111 века, и туда можно сходить на экскурсию. Правда, музей работает до пяти часов, а мы только в пять заканчиваем занятия, то есть для того, чтобы туда сходить, нам нужно получить от организаторов разрешение закончить занятия часа на два пораньше.

Честно говоря, обращась с этой просьбой к начальству, мы не думали, что как-то сможем использовать эту экскурсию в своей работе. Просто по-человечески посочувствовали этим людям в будничной, трудовой жизни которых было так мало праздников, хотелось, чтоб они унесли с собой из этой поездки какое-то необычное впечатление.

Но Газпром – структура с жесткой дисциплиной (иначе здесь нельзя, любое ЧП может обернуться техногенной катастрофой), и поначалу разрешения нам не дали. «Есть курс, группа должна его пройти, а тренеры отработать положенные часы. Порядок есть порядок». Возразить на это было нечего, так что мы вместе группой дружно вздохнули и двинулись дальше по нашей программе. Однако поле группового бессознательного продолжало работать на нас, и через 40 минут после решительного и категоричного отказа организаторы вдруг сами позвонили на вахту Учебного центра и передали через дежурного: «Добро, идите».

И мы отправились на экскурсию. Это была необычная экскурсия, не похожая на традиционное посещение музея деревянного зодчества. Во дворе усадьбы женщины, одетые в старинные наряды, встречали посетителей как гостей – присказками,песнями.

А после хозяйка избы показывала нам, гостям, свое хозяйство – конюшню, горницу, баню, да не просто тыкая рукой в предметы («слева от вас, справа от меня»), а снимая вещи с полок, давая их потрогать, рассмотреть и даже попользоваться ими: мы ставили ухватами горшки в печь, носили коромыслами воду, играли на деревянных ложках.

Качая старинную люльку, хозяйка предлагала нам вспомнить колыбельные песни, какие нам пели в детстве, какие мы пели своим детям, и сама спела колыбельную, какую пели мамы и няньки нашим пра-прабабушкам и дедушкам.

А потом во дворе мы водили хороводы, играли в народные забытые игры.

В общем, мы не в музей сходили, а побывали в гостях в ХУ111 веке. И обнаружили, что это вовсе не отмершее, запыленное музейное прошлое. На каждом шагу, то один, то другой человек вспоминал – вот такой хомут, такой колокольчик, ткацкий станок, гладильная доска были в доме моей бабушки с дедушкой.

Вернувшись после экскурсии в гостиницу мы с Ксюшей под впечатлением этой экскурсии сочинили новое упражнение и на следующий день предложили его группе.

Родовая вещь

Сядьте удобно. Уберите все, что может вам помешать. Ноги опираются об пол, руки лежат свободно. Если вам ничего не мешает, закройте глаза, если это трудно сделать, выберите какую-то точку на полу, прямо перед собой и остановите на ней свой взгляд, важно, чтобы вы могли остаться наедине с собой и никакие внешние впечатления не отвлекали вас. Почувствуйте свое тело, постарайтесь отпустить лишнее напряжение. Сделайте два-три глубоких вдоха и продолжайте дышать в привычном ритме. Представьте, что с каждым выдохом уходит из тела лишнее напряжение и с каждым вдохом вы больше погружаетесь в себя, в свой внутренний мир. ...

Вспомните какую-нибудь вещь, которая принадлежала вашей семье и которая чем-то для вас памятна … может быть, вы вспомните несколько вещей. Может быть, это вещь или вещи ваших родителей, может быть, бабушкина, дедушкина, а может быть, более дальних предков.

Может быть, эта вещь до сих пор находится в вашей семье, а может быть, существует только в воспоминаниях.

Что вы знаете о ее судьбе?

Может быть, с этой вещью или вещами связаны какие-то семейные истории, может быть, вам вспоминаются какие-то рассказы родных… Или ваши собственные отношения с этой вещью.

Что вы чувствуете, когда вспоминаете, представляете себе эту вещь?

Может быть, это тепло, ощущение связи с предками, принадлежности к роду, «большой семье»?

Попробуйте представить себе, что кто-то из ваших близких от имени всей вашей семьи передает вам эту вещь с каким-то напутствием… Может быть, хочет поделиться своими знаниями о жизни, опытом, мудростью, может быть, хочет поддержать вас. Какие бы это могли быть слова?

А сейчас, не торопясь, в своем темпе, возвращайтесь в эту комнату и открывайте глаза.

Возьмите лист бумаги и нарисуйте эту вещь. У вас будет на это 5-7 минут.

А теперь мы предлагаем всем показать свои рисунки и поделиться историями, которые вам вспомнились и теми словами напутствия, которые пришли вам.

Мы и сами выполняли это упражнение вместе с группой. И в этот момент мне совсем не казалось странным, что сильные мужские руки, привыкшие орудовать тяжелыми инструментами, берут маленькие восковые мелки и рисуют на листе А4 прялки, комоды, иконы, старые часы...

Мы совершали путешествие в историю своего рода. И это давало возможность ощутить принадлежность к чему-то большему, чем моя собственная жизнь. Ощущение, которое так необходимо человеку, которое обеспечивает ему работа и которое уходит вместе с ней. Оказалось, что это обращение к большой семье – тоже очень мощный ресурс.

А еще это путешествие к корням позволило сменить фокус и посмотреть на собственную жизнь немного со стороны – то ли из прошлого, то ли из будущего, то ли вообще откуда-то из космоса, откуда видно все сразу.

Что получил я в наследство от предков, что создал сам, что хочу оставить детям? Это вопросы, которые задаешь себе не каждый день, вопросы, сопровождающие большие жизненные перемены.

Это было темой следующего упражнения, которое мы предложили проделать нашим слушателям.

Герб

Сейчас мы хотим предложить вам создать свой личный герб. Для этого на листе бумаги нарисуйте форму герба. А теперь разделите это пространство на три поля – верхнее, среднее и нижнее. Среднее поле разделите пополам вертикальной чертой.

А теперь задайте себе вопрос: «Что получил в наследство от своих предков?» и изобразите ответ через символ в нижнем поле герба.

Затем задайте себе следующий вопрос: «Что рассматриваю, как свое личное достижение (связанное с отношениями с людьми, семьей, увлечениями, качествами характера)?» - ответ изобразите через символ в правой половине среднего поля.

Следующий вопрос: «Чем горжусь в своей работе, что считаю своим профессиональным достижением?» - ответ в виде символа поместите в левой среднее поля вашего герба.

Наконец, последний вопрос: «Что я хочу оставить в наследство своим детям (или кому-то, кто мне дорог, следующим поколениям)?» - ответ в виде символа поместите в верхней части вашего герба.

А теперь мы предлагаем вам положить рисунок перед собой и рассказать группе о своем гербе.

После тренинга

Мы путешествовали во времени вместе с группой, и эта дорога неожиданным образом привела нас в собственное детство, когда мы собирали фантики, красивые лепесточки цветов, разномастные стеклышки и делали секретики. Конечно, в тот момент мы этого не осознавали.

Просто после завершение занятий пошли гулять на Каму, с трех сторон омывающую город. Бродя по берегу, начали собирать камушки, и до того увлеклись, что побросали на песок свои сумочки и ни о чем уже не думая, начали ползать на коленях, уткнувшись носом в песок. «Смотри, какой я нашла!» - «А где ты взяла? Я тоже такой хочу» - «Да вот он, здесь тоже есть».

В гостиницу мы возвратились счастливые, сжимая свои сокровища в теплых ладошках. А потом спрятали наши девчачьи драгоценности в каменные шкатулочки, купленные в ближайшем киоске. Это было очень похоже на секретик. Может быть, поэтому девочки так любят коробочки.

Расписание ближайших событий

  Дата Ведущие Тема  
2-5 мая 2024 Юля Буканова и Софья Бадхен XV Ежегодная Конференция "Я и Другой": Пространство Отношений"
Подробнее...
 
апрель и май 2024 Выпускники программы "Международная школа психотерапии и конслуьтирования" Очные бесплатные тренинги 
Подробнее...
 
май 2025 Тамара Сикорская Программа профессиональной подготовки супервизоров для специалистов в области психологического и психотерапевтического консультирования
Подробнее...
 
октябрь 2024 и февраль 2025 Ситникова Наталья и Дина Валеева Программа подготовки консультантов экстренной психологической помощи
Подробнее...
 
сентябрь 2024 - ноябрь 2024  Ирина Гуревич Онлайн-мастерская по работе с детьми
Подробнее...
 
сентябрь - ноябрь 2024 Елена Ларионова и Сергей Валюхов Онлайн-мастерская по работе с психотерапевтическими группами
Подробнее...
 
сентябрь 2024 Преполаватели Института Гармония

Международная школа психотерапеии, консультирования и ведения групп 
Подробнее...

 
 

 

Институт Гармония © 2023