Обучение » Открытые тренинги и семинары » Для психологов и тренеров » Психосинтез

Психосинтез

ПСИХОСИНТЕЗ в психотерапии и психологическом консультировании. Развитие навыков и умений использования психосинтеза для самопомощи, личностного и профессионального роста

«Фрейд сказал: «Мне интересен только подвал человека».
Психосинтез интересуется целостным зданием»
Роберто Ассаджиоли

В 1910 году итальянский психиатр Робрето Ассаджиоли закончил работу над своей докторской диссертацией, которую он назвал «Психосинтез». С тех пор прошло больше ста лет, и все же психосинтез в различных справочниках и руководствах попадает в разряд «инновационных методов психотерапии» по сей день. В чем причина этой вечной юности метода? Ассаджиоли говорил: «Психосинтез не ставит своей задачей дать объяснение великой Тайны – он приводит к двери и останавливается перед ней». Может быть, дело именно в том, Тайна, скрытая за дверью, для каждого своя – оттого лик ее вечно нов. Знакомство с психосинтезом – это увлекательное путешествие за Тайной. Вперед?

Семинар адресован широкому кругу специалистов помогающих профессий, стремящимся к самопознанию, раскрытию своего потенциала и освоению новых форм и методов работы.

Содержание программы

  • Структура личности с точки зрения психосинтеза
  • Понятие аутентичной и адаптивной личности
  • Кто Я? - соприкосновение с мнообразием собственной личности
  • Люди внутри нас – понятие о субличностях и способах работы с ними
  • Базовые субличности
  • Идентификация, дезидентификация и наблюдающее «Я»
  • Что охраняет часовой?» или ненужные защиты
  • Стадии психосинтеза
  • Роль эмпатии в психосинтетической психотерапии

Участники смогут познакомиться с концептуальными основами психосинтеза, через погружение в личный опыт освоить техники, применяемые в психосинтезе, и понять механизмы их действия, лучше понять себя. Формы работы: техники направленного воображения, медитации, групповые дискуссии, демонстрационные сессии, короткие информационные блоки, также методы экспрессивной терапии – рисунок, движение, театрализация.

Режим работы и условия участия здесь.

Ведущая: Мария Соловейчик, психолог, тренер, супервизор института «Гармония». Более 15 лет тренерской и психотерапевтической практики. Автор и ведущая обучающих программ для психологов, а также тренингов по личностному развитию и психотерапевтических групп. Преподаватель Международной школы психотерапии, консультирования и ведения групп института «Гармония».

Мария Соловейчик ответила на вопросы о семинаре:

Что такое психосинтез?
Психосинтез – психологическая концепция, разработанная итальянским психиатром Роберто Ассаджиоли. Ассаджиоли писал: «Мы – практики и ставим основной своей целью ответ на запрос конкретного клиента. Главное для нас – быть ему полезными в том, что больше всего волнует его в данный момент. Таким образом, на практике психосинтез не является жесткой и ригидной системой, но ответом на актуальную потребность уникальной ситуации каждого клиента на любой стадии его жизни». То есть сам автор рассматривал сформулированную им концепцию как «открытую и эволюционирующую психологическую систему».

Ассаджиоли соглашался с Фрейдом в необходимости исцеления детских травм и укрепления, развития силы Эго, но утверждал, что этим не исчерпывается развитие человека. Человек нуждается в чем-то большем, чем нормально функционирующее эго, а именно в раскрытии своего потенциала, что Абрахам Маслоу позднее назвал Самоактуализацией.

Такие понятия психосинтеза как Трансперсональное или Высшее Я, Высшее Бессознательное, субличности, дезидентификация, наблюдающее Я стали частью многих современных концепций, которые, кроме того, использовали традиционные техники психосинтеза, такие как направленное воображение, визуализации, диалог субличностей, дезидентификация, обращение к внутренней мудрости.

Ассаджиоли разрабатывал такой подход к человеку, который сочетал бы обращение к личностному росту и к трансперсональному развитию – измерению, которое являет себя краткой вспышкой, к тому, что Маслоу назвал «пиковыми переживаниями» во время творческого вдохновения, единения с природой, влюбленности, в духовных и религиозных практиках. Ассаджиоли (1965, 1973) называл эти два аспекта роста личностный психосинтез и духовный или трансперсональный психосинтез. ...

Таким образом, Психосинтез является самой ранней предтечей гуманистической и трансперсональной психологии.

Почему стоит поближе познакомиться с психосинтезом?
С моей точки зрения эта система очень практична – она позволяет простым и понятным языком говорить об очень сложных вещах.

С какими методами работы мы познакомимся на семинаре, где их можно использовать на практике?
На семинаре можно будет познакомиться с техниками направленного воображения, визуализации, выявление субличностей, внутренний диалог, дезидентификация. Все эти техники можно использовать в любой работе с людьми, особенно когда для разрешения проблемы, которая беспокоит клиента, необходимо обращение к его внутренней реальности.

Что лично Вас, Машу Соловейчик, привлекает в психосинтезе, как Вы его используете в работе?
Первое, что меня привлекло в психосинтезе – это люди, которые работали в этой парадигме. В них не видно было следов профдеформации – они были живыми, искренними, веселыми. Мне захотелось быть такой, как они. То, что я узнавала о психосинтезе, привлекало меня потому, что эта система казалась совершенно не жесткой – она принимала в себя самые разные методы и техники. В этой концепции я видела четкость, но в то же время много свободного пространства. Используя метафору, можно сказать, что она намечала контуры здания, а дизайн каждому можно было придумывать свой. Эта концепция давала мне такой язык для описания психической реальности, который мне был понятен и помогал разобраться в себе.

Я могу привести случай из практики, который опубликован в книге «Мастерство психологического консультирования»:

«Тихая воительница»

Это была высокая и очень красивая девушка. Пока она сидела в коридоре, ожидая приема, головы проходящих мимо людей невольно обращались в её сторону. Казалось, такая красавица должна говорить спокойно и уверенно. Но она, сев в кресло, опустила голову и забормотала очень тихо, запинаясь и останавливаясь на каждом слове. Её трясло. Звали девушку Ирина. Вот что можно было понять из её рассказа.

Неделю назад Ира возвращалась домой от подруги. Было всего девять часов вечера и потому мысль об опасности не приходила ей в голову. В проходном дворе на неё налетел мужчина. Угрожая ножом, он поволок девушку в пустую парадную и потребовал удовлетворить его желания. В парадной не было квартир, это был просто сквозной проход на соседнюю улицу, к тому же кричать Ирина боялась. Но несмотря на испуг, ей удалось вырваться и убежать.

С тех пор она боится ходить по улицам, в каждом мужчине видится насильник. «Я привыкла доверять мужчинам, они всегда меня опекали, теперь я от всех шарахаюсь. Я ничего не рассказывала родителям, только своему молодому человеку. Он беспокоится за меня, видит, как я изменилась, сказал, что мне нужен психолог и записал меня сюда. Придет сегодня меня встретить, одна я теперь не хожу».

Днем, когда Ирина была чем-то занята, она могла отвлечься, но когда оставалась одна, воспоминания о пережитом страхе не давали покоя.

Консультант Что вы вспоминаете больше всего?

Клиент «Разное… Думаю, о том, что это всё могло кончиться иначе… Когда я увидела нож, я ужасно испугалась. Я вспомнила передачу, может вы видели по ТСН, про милиционера, который знакомился с девушками, потом насиловал их и убивал. Я представила себе расчлененные трупы… И тогда откуда-то взялись силы, я ударила его ногой… (Ира ещё ниже опустила голову) ну, сами понимаете, куда… Он скривился, уронил нож, а я выбежала на Съездовскую, там ведь народу полно».

К концу рассказа Ирина уже почти шептала слова, теребя в руках платочек. Это выглядело очень странно. Человек сам спас себе жизнь, казалось бы надо гордиться своим подвигом…

Консультант Ира, у меня к вам предложение. Представьте, что вы смотрите на эту ситуацию со стороны. Вот показали по телевидению историю про девушку Ирину, как напал на неё мужчина в темном дворе, как угрожал ей ножом, как ей удалось ударить его и спастись… Что вы сказали бы об этой девушке Ирине?

Клиент Ну, что она молодец… Что не растерялась… Сильная…

Консультант Вы как-то об этом так вяло говорите, без энтузиазма.

Клиент Мне кажется, это не я…

Консультант Растерянная, испуганная Ирина – это вы, а сильная и смелая – нет?

Клиент Вот как будто так. Это как будто откуда-то взялось.

Консультант Откуда-то извне?

Клиент Да.

Консультант Можете представить себе образ растерянной Иры и сильной Иры?

Клиент Нет, не знаю…

Консультант Хорошо, какого цвета растерянная Ира?

Клиент Она серая.

Консультант А сильная?

Клиент Фиолетовая.

По просьбе консультанта Ирина изобразила на разных листах серое и фиолетовое пятна.

Консультант Вот это серая Ира. Что вы можете сказать о ней?

Клиент Она слабая, она много боится, но она мягкая, добрая, понимающая.

Консультант А фиолетовая?

Клиент Она сильная, но жесткая, в ней нет понимания.

Консультант Она вам нравится? Вы улыбнулись, когда о ней говорили.

Клиент Я восхищаюсь ею, но она мне не нравится. То есть, скажем, я не хотела бы, чтобы она была мне другом…

По мере дальнейшего разговора образы менялись, в них появлялись новые краски, Ирина вносила их в свои рисунки, менялось, отношение к ним Ирины и сам тон её голоса. Казалось она впускает в себя сильную Иру и по-другому видит слабую.

Клиент Она теперь меня немного раздражает. Она добрая, это хорошо, но она беспомощная, привыкла, чтобы её опекали. Она использует других людей и её используют.

Консультант А сильная как видится теперь?

Клиент Она независимая, может о себе сама позаботиться. Правда может и не заметить чего-то, не почувствовать, например, когда другому плохо. Но она самостоятельная, с ней не скучно. А слабая может быть унылой и скучной. В сущности она как ребенок… Как ребенок…(смотрит на рисунок). Теперь в ней появился желтый цвет.

Консультант Это веселый ребенок?

Клиент (улыбаясь) Да.

Консультант То есть вам нужна и та и другая?

Клиент Да.

Консультант И сколько от каждой Ирины вы хотели бы взять себе?

Клиент Я хотела бы 70% сильной и 30% слабой.

Консультант Вы сможете узнать в себе эти части, когда той или другой будет больше, чем вам хотелось бы?

Клиент. Да. И вспомню эту картинку.

Консультант И вы всегда будете помнить, что вы главная, что вам выбирать и решать, какой быть?

Клиент Да.

Консультант Какую часть вы сейчас больше в себе ощущаете?

Клиент Сильную.

Консультант Вы перестали дрожать, вы это чувствуете?

Клиент Да, конечно. Я не думала, что эту ситуацию можно увидеть как-то по-другому. Я только сидела, всё вспоминала, мучалась и думала, почему это случилось со мной? Наверное, я в этом виновата… Но когда вы сказали посмотреть со стороны, что-то как будто изменилось.

Консультант Вы хотите взять с собой рисунки?

Клиент Хочу…(улыбаясь) Меня сейчас там за дверью не узнают.

Клиентка встретилась со своей силой и агрессией и ей трудно было принять эти свои качества, хотя именно они спасли ей жизнь. Вместо того, чтобы соприкоснуться со своей силой, она, сохраняя старый стереотип поведения и может быть неосознанно усиливая его («чем я буду слабее, тем скорее найду себе защиту»), полностью растворилась в мягкой и слабой части своей личности. Заняв позицию наблюдателя, смогла пересмотреть свои отношения с разными частями своей личности и принять свою силу. Это полностью изменило ее состояние.

 

Расписание ближайших событий

  Дата Ведущие Тема  
2-5 мая 2024 Юля Буканова и Софья Бадхен XV Ежегодная Конференция "Я и Другой": Пространство Отношений"
Подробнее...
 
апрель и май 2024 Выпускники программы "Международная школа психотерапии и конслуьтирования" Очные бесплатные тренинги 
Подробнее...
 
май 2025 Тамара Сикорская Программа профессиональной подготовки супервизоров для специалистов в области психологического и психотерапевтического консультирования
Подробнее...
 
октябрь 2024 и февраль 2025 Ситникова Наталья и Дина Валеева Программа подготовки консультантов экстреннйо психологчиеской помощи
Подробнее...
 
сентябрь 2024 - ноябрь 2024  Ирина Гуревич Онлайн-мастерская по работе с детьми
Подробнее...
 
апрель 2024 - июнь 2024 Елена Ларионова и Сергей Валюхов Онлайн-мастерская по работе с психотерапевтическими группами
Подробнее...
 
сентябрь 2024 Преполаватели Института Гармония

Международная школа психотерапеии, консультирования и ведения групп 
Подробнее...

 
 

 

Институт Гармония © 2023