Ближайшие события
ПРАКТИКИ СЕБЯ И/ИЛИ «ЗАБОТА О СЕБЕ»: ОТ АНТИЧНОЙ EPIMELEIA HEAUTOU ДО СУБЪЕКТА ТРАВМЫ
Дорогие друзья и коллеги!
Приглашаем Вас на курс Натальи Артеменко "ПРАКТИКИ СЕБЯ И/ИЛИ «ЗАБОТА О СЕБЕ»: ОТ АНТИЧНОЙ EPIMELEIA HEAUTOU ДО СУБЪЕКТА ТРАВМЫ"
Курс возможно посетить не только в очном формате, но и онлайн!
Если Вы находитесь не в Санкт-Петербурге и при этом хотите присоединиться к программе, то у Вас есть такая возможность. Участники, которые выберут онлайн формат, смогут присоединиться к курсу через платформу Zoom.
Наталья Артеменко, канд. филос. наук, доцент, историк философии, ведущий преподаватель программ по экзистенциальной терапии, автор более 70 научных публикаций, известный в России и за её пределами феноменолог.
Приглашаются специалисты, заинтересованные в изучении философских оснований терапевтической деятельности.
Общая цель курса — рассмотреть методику психотерапии в контексте философской ситуации ее возникновения, продемонстрировать терапевтическую эффективность собственно философского действия. Данный курс, таким образом, есть опыт высказывания о психотерапии как об одном из способов философского анализа.
В профессиональной практике важно вновь и вновь обращаться к истокам терапевтической деятельности, ее философским основаниям.
Программа даст возможность участникам сосредоточить внимание на истории формирования самости, Я, на базе определенным способом структурированных практик «философской жизни», в которых философия понималась как особая терапия, особая форма работы с собой и с другим – через беседу, диалог, наставления. Участники восстановят большой историко-философский контекст того, что сейчас называется психотерапевтическими практиками.
Подробная программа курса
Курс состоит из трех семинаров по 8 ак.ч. (всего 24 ак.ч.):
9 декабря 2023 г. с 10:00 до 17:30
10 декабря 2023 г. с 10:00 до 17:30
23 декабря 2023 г. с 10:00 до 17:30
Стоимость курса: 24 000 рублей
По окончании выдается Сертификат.
Количество очных участников - 18
Место проведения: ИПК "Гармония", г. Санкт-Петербург, ул. Гастелло, д. 9
Регистрация
О какой «заботе о себе» рассуждает философия, начиная с античных времен и вплоть до наших дней? Речь идет, в первую очередь, о способе установления отношения с самим собой, с собственным «Я». Но что это значит: войти в отношение к самому себе, озаботиться собственным существованием как своей собственной задачей? Казалось бы, тема «Я» — простая, которая дана каждому вменяемому человеку вместе с его рождением. Но на самом деле вокруг этой проблемы идут философские баталии уже не одно столетие. И если посмотреть на историю, то само понятие «Я» появилось совсем недавно: только в XVIII веке это местоимение стало философским термином. Современный человек по большей части не знает, кто он. Возникающая здесь напряженность проявляется в самых разных формах и на разных уровнях – от проблем выбора жизненных траекторий до чувства заброшенности и вопроса смысла жизни. В ситуации современности появляются проблемы с персональной идентичностью, которые были неизвестны на протяжении большей части истории.
Пионером в области исследования практик себя был М. Фуко, наиболее ярко очертивший контуры своей концепции во 2-м и 3-м томе «Истории сексуальности», в небольшом, но ёмком по содержанию курсе лекций, озаглавленном «Герменевтика субъекта» (1982 г.), и ряде интервью, собранных под общим названием «Интеллектуалы и власть». М. Фуко был одним из тех, кто реабилитировал античное понятие epimeleia heautou – заботы о себе, επιμ?λεια ?αυτου, римское cura sui. Он предложил ее оригинальное прочтение как способ создания себя как произведения искусства, сформулировав, таким образом, принципы «эстетики существования» посредством определенной «культуры себя».
Мы продемонстрируем в этом курсе, как от платоновской «заботы о себе» через августиновское размышление и до декартовского метода формируется та самая практика субъективации, которая привела к возникновению понятия самотождественного субъекта в XVII в., наследниками которого мы все являемся. От новоевропейского субъекта мы проследуем далее к субъекту травмы, условно – от Декарта до современной феноменологии. Мы проследим историю субъекта Нового времени от его рождения до его декларируемой с середины ХХ века смерти. После Декарта Я, сознание, самость, человек стало полагаться как некое безусловное начало, как необходимое – более того – условие всякого построения – философского ли, научного ли. Но как всякое начало, как всякий исток оно стало ускользать от собственной тематизации и возможности дескрипции. «Травмированный субъект» – так говорит о нем Рудольф Бернет, представитель новой пост-феноменологии. Он начинает с того, что «уже более столетия субъект умирает и вновь воскресает на сцене философской мысли», и выбирает в качестве отправной точки событие травмы – «быть субъектом – значит быть субъектом потерь самотождественности». Поэтому вопрос, который ведет Р. Бернета через Лакана и Левинаса, звучит так: «На что субъект может опереться, чтобы выжить и ответить в тот момент, когда то представление, которое он сформировал о себе самом, рушится, когда ему не хватает слов о только что пережитом?». Мы попытаемся ответить на этот вопрос, обращаясь к истории практик себя в античности, в эллинизме, в христианстве, и, наконец, в современности.
Войти в отношение к самому себе, озаботиться собственным существованием как своей собственной задачей не означает редукции этой задачи к технэ, к набору определенных правил, выполнение которых гарантирует субъекту его собственное бытие. Однако в наше время имеет место техническая интерпретация заботы о себе, которая породила новую, так называемую «тренинговую культуру», во многом определяющую сегодня стиль заботы о себе. В чем же тогда состоит экзистенциальный вызов заботы? Требует ли забота от нас смелости и мужества: смелости быть частью чего-то большего, чем ты сам, и мужества «пользоваться своим умом» (И. Кант) без руководства со стороны кого-то другого? Готовы ли мы иметь решимость следовать логике заботы?...
Учебный план занятий:
Первый семинар:
- Введение. Духовная практика – практика себя – забота о себе как элементы сложной антропологической практики.
- Понимание философии как особой формы терапии, врачевания души. Жанр диалога. Майевтика Сократа. Учение о парресии.
- Техника «заботы о себе» (epimeleia heautou) в античности. «Познай самого себя!» Забота о себе как практика, необходимая для заботы о других.
- «Забота о себе» как опыт попечения о душе в эллинизме. Тождество психотерапии (как практики лечения, врачевания души) и сотериологии (как учения о спасении души).
Второй семинар:
- Раннехристианская парадигма «заботы о себе». Новое представление о человеке.
- Восточно-христианская парадигма монашества и аскезы (исихазм). Работа со страстями души.
- Практика наблюдения за страстями и излечения от них: эллинизм vs. исихазм.
- Практики субъектности: античная, эллинистическая, христианская как практики «обращения себя».
Третий семинар:
- Новоевропейский поворот к ego cogito: явление трансцендентального (сторонящегося) субъекта.
- Феноменологическая психотерапия как продолжение практик заботы о себе.
- Кризис представлений о человеке в 21 в.: новая субъектность. Как современный человек говорит о себе и своих переживаниях?
- Почему кризис персональной идентичности – перманентный кризис современного человека?
Основная литература:
1. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно исторических основаниях и пределах личного самосознания. М., 2000.
2. Воге П.Н. Я. Индивид в истории культуры. СПб., 2011.
3. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4.
4. Гринблатт С. Формирование «я» в эпоху Ренессанса: От Мора до Шекспира // Новое литературное обозрение. 1999. № 35.
5. Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005.
6. Декомб В. Дополнение к субъекту. Исследования феномена действия от собственного лица. М., 2011.
7. Доброхотов, А. Л. Проблема Я как культурологический сюжет: коллизии позднего Просвещения и Контрпросвещения. // Философия и культура. 2011. № 8 (44).
8. Маритен Ж. Лютер, или Пришествие «Я» // Маритен Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики. М., 2004.
9. Мосс М. Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие «Я» // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.
10. Павилёнис Р. Смысл и идентичность, или Путь к себе / пер. с лит. яз. Р. Чичинскайте. Вильнюс, 2013.
11. Петровский В.А. «Я» в персонологической перспективе. М., 2013.
12. Погоняйло А. Г. Рацио Просвещения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. Философия, культурология, политология, право, международные отношения. 2009. Вып. 2.
13. Пост-феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами. Сборник переводов под ред. С.А. Шолоховой и А.В. Ямпольской. Москва: «Академический проект», 2014.
14. Проблема «Я»: философские традиции и современность. М., 2012.
15. Рикёр П. Я-Сам как Другой. М., 2008.
16. Слинин Я.А. Трансцендентальный субъект. Феноменологическое исследование. СПб., 2001.
17. Субъективность и идентичность. М., 2012.
18. Федоров А.А. «История меня»: традиция европейской философской мистики и строительство персональных миров. СПб., 2006.
19. Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2. / Пер. с фр. В. Каплуна. СПб.: 2004.
20. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности. Т. 3. — Киев: Дух и Литера, 1998.
21. Фуко М. Интеллектуалы и власть: статьи и интервью, 1970—1984: В 3 ч.: Ч. 1. / Пер. с фр. С. Ч. Офертаса под общ. ред. В. П. Визгина, Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2002.
22. Фуко М. Интеллектуалы и власть: статьи и интервью, 1970—1984: В 3 ч.: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч. 2 / Пер. с фр. И. Окуневой под общ. ред. Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2005.
23. Фуко М. Интеллектуалы и власть: статьи и интервью, 1970—1984: В 3 ч.: Ч. 3 / Пер. с фр. Б. М. Скуратова под общ. ред. В. П. Большакова. М.: Праксис, 2006.
24. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в 1981—1982 уч. году / Пер. с фр. А. Г. Погоняйло. СПб.: 2007.
25. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы Философии. 1989. № 2.
2023-11-01