О Гармонии » Наша библиотека » Статьи » "Работа с душевным процессом: Путешествие человека". Том Йоманс (США)

"Работа с душевным процессом: Путешествие человека". Том Йоманс (США)

Перевод Елдара Жургенова

От переводчика: Во время перевода данной статьи, я столкнулся со сложностью. В оригинале подход Томаса Йоманса называется «Soul Process Work». Слово «soul» тут использовано как прилагательное. В русском языке привычно переводить это как «духовный», что не совсем верно. В английском языке «духовный» это «spiritual», т.е. дух и душа – разные вещи. Сам доктор Йоманс касается этого вопроса в других своих работах. Под «духом» обычно понимается нечто отдельное от плотского мира, возвышенное. Тогда как из данной статьи вы можете понять, что душа – это нечто совершенно другое. Поэтому для меня при переводе было важно сохранять эту разность души и духа. Таким образом, я остановился на переводе «работа с душевным процессом», где «душевный» это именно относящийся к душе, а не хороший или дружелюбный, как это слово еще принято понимать. Я надеюсь на то, что мой перевод даст вам возможность коснуться и понять те идеи, которым учит Томас Йоманс, как я коснулся их при личной встрече с ним в Норвегии летом 2013 года.

 

"Мы должны научиться жить на земле как души»

Роберто Ассаджиоли

Контекст

За последние десятилетия я разработал способ работы с индивидуальными клиентами, который я называю «Работа с душевным процессом». Это подход сформировался за 40 лет опыта в качестве психотерапевта, преподавателя, тренера и автора в сфере, первоначально, психосинтеза, а позднее духовной психологии. По существу, это ориентир на развитие человека и процесс созревания, воспринимающий душу в качестве центрального организующего и направляющего жизненного принципа, и стремящийся восстановить этот центр в своем законном месте в нашей повседневной жизни.

Я использую здесь понятие «душа» в значении ядра сознания, в котором каждый из нас имеет потенциал полной, уникальной зрелости, которая ищет реализации, воплощения и выражения в нашей повседневной жизни. Я использую его не в религиозном контексте, хотя это возможно, но скорее в экзистенциальном понимании человеческой глубины, ключевых качеств и ценностей, существенного смысла и цели/направления жизни. Синонимами могут быть «суть», «истинная природа» или «сущность бытия».

Я пришел к выводу, что душа занимает центральное место в путешествие человека от рождения до смерти. Я считаю теперь, что именно как души мы осмеливаемся столкнуться с возможностями и вызовами в нашей личной и социальной жизни; именно как души мы стремимся стать теми, кем мы полностью и уникально являемся. Таким образом я меняю местами эволюционные фигуру/фон души и личности, и понимаю душу как корень нашей жизни на земле и личность как средство выражения.

Как души, мы развиваем многие аспекты нашего человеческого существования – нашу личность, наши отношения, работу, выбор, ценности – которые развиваются в ответ на наши жизненные обстоятельства. Эти аспекты, в некоторой степени, выражают кто мы как души, а в некоторой степени, напротив, могут блокировать и отвлекать нас от путешествия души. Научиться «жить на земле как душа» - сложный процесс, полный преград. Жизнь сама старается вести нас в этом направлении, но сознательное внимание к этому процессу тоже может оказать большую помощь.

Такое смещение перспективы на развитие человека и жизненный цикл выводит душу вперед в качестве организующего и движущего принципа нашей жизни. Это также обеспечивает светский контекст, который делает профессиональную психологическую работу полезной как в поддержке и подпитке на этом базовом духовном уровне, так и в исцелении, трансформации и устранении тех аспектов нашего опыта, которые замедляют и блокируют наш путь.

Работа

Введение понятия души в психологию началось в первой половине XX века с работ Карла Юнга и Роберто Ассаджиоли, и выросло во второй половине того же века благодаря развитию гуманистической, экзистенциальной, трансперсональной и духовной психологии. Сейчас, в начале XXI века, мы имеем в наличии множество теоретических подходов и практических средств, которые могут быть использованы для поддержки путешествия человеческой души на земле.

За 40 лет работы с клиентами в этом контексте я пришел к пониманию нескольких основных вещей о том, как происходит работа души в человеческом опыте и как на самом деле разворачивается путешествие души. Это лежит в основе «Процесса работы души», и я снова и снова обнаруживал, что основывая мою работу на них, я могу наилучшим образом полное развитие своих клиентов.

Естественный процесс

Первое понимание состоит в том, что есть врожденный, естественный для каждого человеческого существа, процесс, посредством которого это путешествие происходит. Подобно тому как дуб «разворачивается» из желудя, мы несем в себе и руководствуемся внутренним знанием того, кто мы есть в сущности, и кем можем подлинно стать. Этот естественный процесс всегда действует в нашем опыте и в наших жизнях, постоянно, даже когда мы этого не осознаем, стремясь найти способ реализации и выражения нашей души.

В то же самое время, этот душевный процесс может быть заблокирован и ослаблен многими препятствиями, которые возникают в результате ран, социализации и жизненных обстоятельств. На этом пути всегда встречаются проблемы и трудности, и они должны быть включены и проработаны как часть процесса. Поэтому в моей работе с клиентами я утверждаю как нашу врожденную природу в качестве душ, так и наши глубинные душевные качества, и, одновременно с этим, я помогаю убрать и трансформировать препятствия, которые блокируют наш повседневный опыт.

Актуальный опыт

Во вторых, наш актуальный (переживаемый в настоящем времени) опыт является ключем в работе с душевным процессом. Пристальное внимание к нашему актуальному в данный момент опыту – это основное средство в стимулировании процесса. Человеческий опыт имеет много разных измерений, и все они необходимы для зрелого развития, но я заметил, и это удивительно, что процесс души привносит в настоящий момент все необходимое для продолжения путешествия. Таким образом, в фокусе «Работы с душевным процессом» лежит обучение тому, как вступать в контакт, наблюдать за и работать с нашим настоящим, непосредственным опытом и изучать то, что его блокирует.

Присутствие

Третье понимание состоит в том, что развитие присутствия, или устойчивого внимания, является ключевой практикой для познания и выражения нашего опыта в полном объеме. Присутствие в нашем непосредственном опыте позволяет нам одновременно наблюдать за ним и участвовать в нем. Благодаря этой практике присутствия путешествие души наполняется жизнью. Присутствие формирует поле внимания, в котором осознание, рост и исцеление происходят с большей готовностью.

Присутствие также позволяет нам поддерживать более широкую перспективу на том как этот непосредственный опыт соотносится с долгосрочными направлениями, что мы выбираем. Никакой опыт не является решающим, но весь он необходим для достижения полной зрелости. Присутствие занимает центральное место в реализации, воплощении и выражении души на земле как в текущем моменте, так и в долгосрочной перспективе.

Истина опыта

Четвертое понимание заключается в том, что нас, в качестве душ, подпитывает наш опыт. Опыт может быть приятным, а может причинять боль; имеет значение лишь его истинность. Наш опыт в качестве душ «встроен» в эту истину, и, следовательно, раскрывая ее, какой бы она ни была, мы шаг за шагом осознаем кто мы есть на самом деле.

Когда понятие души была впервые внедрено в психологию, она была представлена как находящаяся за пределами, вне нашего личного опыта. Однако, исследуя эту грань человеческого опыта и динамику путешествия души, мне стало ясно, что душа, по сути, встроена в наш опыт, и что нам некуда идти кроме здесь и сейчас для того, чтобы коснуться и выразить эту реальность.

Это глубокий сдвиг в нашем понимании души. Он переориентирует нас к «скрытой» грани нашего опыта, которая теперь уже не «где-то там», а прямо здесь, в настоящем моменте нашей жизни. Путешествие души проходит через здесь и сейчас, в деталях нашего человеческого существования, и через истинность нашего собственного опыта. Душа никогда не бывает не здесь; мы просто должны быть внимательны и должны работать, чтобы раскрыть наше глубочайшую суть, которая в действительности всегда у нас перед глазами.

Тело

Традиционно, как в религии, так и в психологии, тело рассматривалось как нечто отдельное от души, и, зачастую, порочное. Напротив, я считаю, что непрерывный поток опыта в наших телах имеет существенное значение для душевного процесса, и я вижу и уважаю наши тела как главных носителей силы души. Фактически, я пришел к выводу, что душевный процесс уходит корнями глубоко в наши телесные ощущения, также как и в более знакомые уровни мыслей и чувств. Истинность тела, также как и других уровней опыта, постепенно пробуждает нас к опыту бытия в качестве полнее воплощенных душ на земле и более живых человеческих существ.

Душевная рана

Шестое понимание состоит в присутствии душевной раны. Эта рана берет начало в базовом опыте того, что мир не видит и приветствует нас как души, как тех, кем мы глубоко и истинно являемся. Это может произойти в результате травмы, социализации и жизненых обстоятельств в семье, в группах сверстников, и во взрослых отношениях. Влияние этой раны ослабляет нашу связь с душой и душевную уверенность, приводя к глубокой скорби и «потере души». Душа сама по себе не ранена, ранена связь, и если не исцелить ее, эта травма незаметно для нас влияет на наше развитие как человеческих существ на всех уровнях.

И наоборот, путем обнаружения, проработки и исцеления этой раны – а это сложный процесс, требующий пристального внимания и времени – мы освобождаемся для более полного проживания наших уникальных жизней. Это процесс также преобразует другие аспекты нашего опыта, которые были затронуты этим скрытым страданием. Боль душевной раны глубока и часто остается незамеченной; обращение к ней и ее исцеление может принести истинное освобождение и устойчивый опыт бытия сильным и жизненным человеком в мире.

Неизвестное

В расширяющейся Вселенной всегда остается что еще испытать. Таким образом, путешествие души никогда не завершается, но становится возможным все более и более полный опыт нашей индивидуальной зрелости. Понимание тут заключается в том, что как души мы проживаем наши уникальные жизни, и, одновременно с этим, мы уходим корнями в опыт большей Жизни, которая содержит в себе прошлое, настоящее и будущее всего сущего. Наше индивидуальное путешествие, таким образом, связано со всеми уровнями опыта, от человека до планеты, а также со всеми другими существами. Это делает процесс души крайне сложным в своей работе и сформированным мудростью, которую мы часто не можем понять сразу, если можем вообще. Неизвестное является фактом жизни, и мы наиболее живы тогда, когда принимаем это и живем и работаем в нем.

Заключение

В целом, «работа с душевным процессом» сосредоточена на выявлении и исцелении душевной раны и восстановлении и подпитке силы и жизненной энергии души в качестве организующего и направляющего принципа нашего жизненного пути. Другие подходы психологической теории и практики используются по мере надобности, и у меня есть широкий спектр методик и приемов на выбор, для того чтобы адаптировать работу к конкретным нуждам и проблемам клиента. Основной фокус, однако, остается на проявлении, укреплении и выражении себя как души в контексте повседневной жизни, и на работе со всеми трудностями и возможностями, с которыми мы сталкиваемся в ходе нашего путешествия к самовоплощению.

Этот подход к индивидуальной работе в сущности о том, как мы проживаем нашу повседневную жизнь. Хотя он и достигает вершин и глубин нашего опыта, чтобы различить нашу индивидуальную душевную жизнь и душевный путь, он всегда стремится делать эти подарки и направления реальными в нашей каждодневной жизни. Это достигается посредством развития потенциала, выбора, поведения и отношений, которые выражают наше истинное Я. «Работа с душевным процессом» является средством, чтобы помочь нам, как говорил Роберто Ассаджиоли, «научиться жить как души на земле» и реализовать наше уникальное путешествие и судьбу в качестве человеческих существ.

 

Томас Р. Йоманс, Ph.D.

© The Concord Institute 2012

Перевод Елдара Жургенова, Алматы, 2013.

 

Расписание ближайших событий

 
Дата Ведущие Тема  
24,25 августа Дина Валеева, Мария Григорян Тренинг "Как говорить с детьми о сексе"
Подробнее...
*4500
6000
сентябрь преподаватели Института Гармония Начало обучения I-го курса Международной школы психотерапии, консультирования и ведения групп в формате обучения по выходным и в вечернее время, для проживающих в Санкт-Петербурге
Подробнее...
 
7,8 сентября Фредрик Лундт (Швеция)

"Путешествие в детские и юношеские годы". Психотерапевтическая мастерская
Подробнее...

*16000
*18000
20000
октябрь преподаватели Института Гармония Начало обучения по Программе практической подготовки консультантов экстренной психологической помощи
Подробнее...
 
14,15,16 октября Римантас Кочюнас (Литва) Психотерапевтическая группа экзистенциального опыта. 
Подробнее...
*20000
*22000
24000
25,26,27 октября Энн Йоманс (США) Семинар "Бабушка, мать, дочь: исцеление материнской линии"
Подробнее...
*16000
*18000
22000
8,9,10 ноября Дэвид Эллиотт (США) Семинар "Теория, диагностика и терапия расстройств, связанных с нарушением привязанности". Части I и II
Подробнее...
*18000
*20000
24000
20-24 ноября Сергей Валюхов Мастерская по работе с семейными системами
Подробнее...
*34000
*38000
42000


*стоимость со скидкой

 

Институт Гармония © 2019