О Гармонии » Наша библиотека » Статьи » "Работа с душевным процессом: Путешествие человека". Том Йоманс (США)

"Работа с душевным процессом: Путешествие человека". Том Йоманс (США)

Перевод Елдара Жургенова

От переводчика: Во время перевода данной статьи, я столкнулся со сложностью. В оригинале подход Томаса Йоманса называется «Soul Process Work». Слово «soul» тут использовано как прилагательное. В русском языке привычно переводить это как «духовный», что не совсем верно. В английском языке «духовный» это «spiritual», т.е. дух и душа – разные вещи. Сам доктор Йоманс касается этого вопроса в других своих работах. Под «духом» обычно понимается нечто отдельное от плотского мира, возвышенное. Тогда как из данной статьи вы можете понять, что душа – это нечто совершенно другое. Поэтому для меня при переводе было важно сохранять эту разность души и духа. Таким образом, я остановился на переводе «работа с душевным процессом», где «душевный» это именно относящийся к душе, а не хороший или дружелюбный, как это слово еще принято понимать. Я надеюсь на то, что мой перевод даст вам возможность коснуться и понять те идеи, которым учит Томас Йоманс, как я коснулся их при личной встрече с ним в Норвегии летом 2013 года.

 

"Мы должны научиться жить на земле как души»

Роберто Ассаджиоли

Контекст

За последние десятилетия я разработал способ работы с индивидуальными клиентами, который я называю «Работа с душевным процессом». Это подход сформировался за 40 лет опыта в качестве психотерапевта, преподавателя, тренера и автора в сфере, первоначально, психосинтеза, а позднее духовной психологии. По существу, это ориентир на развитие человека и процесс созревания, воспринимающий душу в качестве центрального организующего и направляющего жизненного принципа, и стремящийся восстановить этот центр в своем законном месте в нашей повседневной жизни.

Я использую здесь понятие «душа» в значении ядра сознания, в котором каждый из нас имеет потенциал полной, уникальной зрелости, которая ищет реализации, воплощения и выражения в нашей повседневной жизни. Я использую его не в религиозном контексте, хотя это возможно, но скорее в экзистенциальном понимании человеческой глубины, ключевых качеств и ценностей, существенного смысла и цели/направления жизни. Синонимами могут быть «суть», «истинная природа» или «сущность бытия».

Я пришел к выводу, что душа занимает центральное место в путешествие человека от рождения до смерти. Я считаю теперь, что именно как души мы осмеливаемся столкнуться с возможностями и вызовами в нашей личной и социальной жизни; именно как души мы стремимся стать теми, кем мы полностью и уникально являемся. Таким образом я меняю местами эволюционные фигуру/фон души и личности, и понимаю душу как корень нашей жизни на земле и личность как средство выражения.

Как души, мы развиваем многие аспекты нашего человеческого существования – нашу личность, наши отношения, работу, выбор, ценности – которые развиваются в ответ на наши жизненные обстоятельства. Эти аспекты, в некоторой степени, выражают кто мы как души, а в некоторой степени, напротив, могут блокировать и отвлекать нас от путешествия души. Научиться «жить на земле как душа» - сложный процесс, полный преград. Жизнь сама старается вести нас в этом направлении, но сознательное внимание к этому процессу тоже может оказать большую помощь.

Такое смещение перспективы на развитие человека и жизненный цикл выводит душу вперед в качестве организующего и движущего принципа нашей жизни. Это также обеспечивает светский контекст, который делает профессиональную психологическую работу полезной как в поддержке и подпитке на этом базовом духовном уровне, так и в исцелении, трансформации и устранении тех аспектов нашего опыта, которые замедляют и блокируют наш путь.

Работа

Введение понятия души в психологию началось в первой половине XX века с работ Карла Юнга и Роберто Ассаджиоли, и выросло во второй половине того же века благодаря развитию гуманистической, экзистенциальной, трансперсональной и духовной психологии. Сейчас, в начале XXI века, мы имеем в наличии множество теоретических подходов и практических средств, которые могут быть использованы для поддержки путешествия человеческой души на земле.

За 40 лет работы с клиентами в этом контексте я пришел к пониманию нескольких основных вещей о том, как происходит работа души в человеческом опыте и как на самом деле разворачивается путешествие души. Это лежит в основе «Процесса работы души», и я снова и снова обнаруживал, что основывая мою работу на них, я могу наилучшим образом полное развитие своих клиентов.

Естественный процесс

Первое понимание состоит в том, что есть врожденный, естественный для каждого человеческого существа, процесс, посредством которого это путешествие происходит. Подобно тому как дуб «разворачивается» из желудя, мы несем в себе и руководствуемся внутренним знанием того, кто мы есть в сущности, и кем можем подлинно стать. Этот естественный процесс всегда действует в нашем опыте и в наших жизнях, постоянно, даже когда мы этого не осознаем, стремясь найти способ реализации и выражения нашей души.

В то же самое время, этот душевный процесс может быть заблокирован и ослаблен многими препятствиями, которые возникают в результате ран, социализации и жизненных обстоятельств. На этом пути всегда встречаются проблемы и трудности, и они должны быть включены и проработаны как часть процесса. Поэтому в моей работе с клиентами я утверждаю как нашу врожденную природу в качестве душ, так и наши глубинные душевные качества, и, одновременно с этим, я помогаю убрать и трансформировать препятствия, которые блокируют наш повседневный опыт.

Актуальный опыт

Во вторых, наш актуальный (переживаемый в настоящем времени) опыт является ключем в работе с душевным процессом. Пристальное внимание к нашему актуальному в данный момент опыту – это основное средство в стимулировании процесса. Человеческий опыт имеет много разных измерений, и все они необходимы для зрелого развития, но я заметил, и это удивительно, что процесс души привносит в настоящий момент все необходимое для продолжения путешествия. Таким образом, в фокусе «Работы с душевным процессом» лежит обучение тому, как вступать в контакт, наблюдать за и работать с нашим настоящим, непосредственным опытом и изучать то, что его блокирует.

Присутствие

Третье понимание состоит в том, что развитие присутствия, или устойчивого внимания, является ключевой практикой для познания и выражения нашего опыта в полном объеме. Присутствие в нашем непосредственном опыте позволяет нам одновременно наблюдать за ним и участвовать в нем. Благодаря этой практике присутствия путешествие души наполняется жизнью. Присутствие формирует поле внимания, в котором осознание, рост и исцеление происходят с большей готовностью.

Присутствие также позволяет нам поддерживать более широкую перспективу на том как этот непосредственный опыт соотносится с долгосрочными направлениями, что мы выбираем. Никакой опыт не является решающим, но весь он необходим для достижения полной зрелости. Присутствие занимает центральное место в реализации, воплощении и выражении души на земле как в текущем моменте, так и в долгосрочной перспективе.

Истина опыта

Четвертое понимание заключается в том, что нас, в качестве душ, подпитывает наш опыт. Опыт может быть приятным, а может причинять боль; имеет значение лишь его истинность. Наш опыт в качестве душ «встроен» в эту истину, и, следовательно, раскрывая ее, какой бы она ни была, мы шаг за шагом осознаем кто мы есть на самом деле.

Когда понятие души была впервые внедрено в психологию, она была представлена как находящаяся за пределами, вне нашего личного опыта. Однако, исследуя эту грань человеческого опыта и динамику путешествия души, мне стало ясно, что душа, по сути, встроена в наш опыт, и что нам некуда идти кроме здесь и сейчас для того, чтобы коснуться и выразить эту реальность.

Это глубокий сдвиг в нашем понимании души. Он переориентирует нас к «скрытой» грани нашего опыта, которая теперь уже не «где-то там», а прямо здесь, в настоящем моменте нашей жизни. Путешествие души проходит через здесь и сейчас, в деталях нашего человеческого существования, и через истинность нашего собственного опыта. Душа никогда не бывает не здесь; мы просто должны быть внимательны и должны работать, чтобы раскрыть наше глубочайшую суть, которая в действительности всегда у нас перед глазами.

Тело

Традиционно, как в религии, так и в психологии, тело рассматривалось как нечто отдельное от души, и, зачастую, порочное. Напротив, я считаю, что непрерывный поток опыта в наших телах имеет существенное значение для душевного процесса, и я вижу и уважаю наши тела как главных носителей силы души. Фактически, я пришел к выводу, что душевный процесс уходит корнями глубоко в наши телесные ощущения, также как и в более знакомые уровни мыслей и чувств. Истинность тела, также как и других уровней опыта, постепенно пробуждает нас к опыту бытия в качестве полнее воплощенных душ на земле и более живых человеческих существ.

Душевная рана

Шестое понимание состоит в присутствии душевной раны. Эта рана берет начало в базовом опыте того, что мир не видит и приветствует нас как души, как тех, кем мы глубоко и истинно являемся. Это может произойти в результате травмы, социализации и жизненых обстоятельств в семье, в группах сверстников, и во взрослых отношениях. Влияние этой раны ослабляет нашу связь с душой и душевную уверенность, приводя к глубокой скорби и «потере души». Душа сама по себе не ранена, ранена связь, и если не исцелить ее, эта травма незаметно для нас влияет на наше развитие как человеческих существ на всех уровнях.

И наоборот, путем обнаружения, проработки и исцеления этой раны – а это сложный процесс, требующий пристального внимания и времени – мы освобождаемся для более полного проживания наших уникальных жизней. Это процесс также преобразует другие аспекты нашего опыта, которые были затронуты этим скрытым страданием. Боль душевной раны глубока и часто остается незамеченной; обращение к ней и ее исцеление может принести истинное освобождение и устойчивый опыт бытия сильным и жизненным человеком в мире.

Неизвестное

В расширяющейся Вселенной всегда остается что еще испытать. Таким образом, путешествие души никогда не завершается, но становится возможным все более и более полный опыт нашей индивидуальной зрелости. Понимание тут заключается в том, что как души мы проживаем наши уникальные жизни, и, одновременно с этим, мы уходим корнями в опыт большей Жизни, которая содержит в себе прошлое, настоящее и будущее всего сущего. Наше индивидуальное путешествие, таким образом, связано со всеми уровнями опыта, от человека до планеты, а также со всеми другими существами. Это делает процесс души крайне сложным в своей работе и сформированным мудростью, которую мы часто не можем понять сразу, если можем вообще. Неизвестное является фактом жизни, и мы наиболее живы тогда, когда принимаем это и живем и работаем в нем.

Заключение

В целом, «работа с душевным процессом» сосредоточена на выявлении и исцелении душевной раны и восстановлении и подпитке силы и жизненной энергии души в качестве организующего и направляющего принципа нашего жизненного пути. Другие подходы психологической теории и практики используются по мере надобности, и у меня есть широкий спектр методик и приемов на выбор, для того чтобы адаптировать работу к конкретным нуждам и проблемам клиента. Основной фокус, однако, остается на проявлении, укреплении и выражении себя как души в контексте повседневной жизни, и на работе со всеми трудностями и возможностями, с которыми мы сталкиваемся в ходе нашего путешествия к самовоплощению.

Этот подход к индивидуальной работе в сущности о том, как мы проживаем нашу повседневную жизнь. Хотя он и достигает вершин и глубин нашего опыта, чтобы различить нашу индивидуальную душевную жизнь и душевный путь, он всегда стремится делать эти подарки и направления реальными в нашей каждодневной жизни. Это достигается посредством развития потенциала, выбора, поведения и отношений, которые выражают наше истинное Я. «Работа с душевным процессом» является средством, чтобы помочь нам, как говорил Роберто Ассаджиоли, «научиться жить как души на земле» и реализовать наше уникальное путешествие и судьбу в качестве человеческих существ.

 

Томас Р. Йоманс, Ph.D.

© The Concord Institute 2012

Перевод Елдара Жургенова, Алматы, 2013.

 

Расписание ближайших событий

  Дата Ведущие Тема  
февраль 2025 Татьяна Королева Открытая супервизия 
Подробнее...
 
февраль 2025 Екатерина Николаева Психологическая группа для подростков по субботам 
Подробнее...
 
март 2025 Актеры Playback-театра Перфоманс Playback-театра "Давайте посмотрим" 
Подробнее...
 
март 2025 и сентябрь 2025 Преполаватели Института Гармония

Международная школа психотерапеии, консультирования и ведения групп 
Подробнее...

 
апрель 2025 Юлия Алферова Тренинг "Мастерская интуитивного стиля" Подробнее...  
май 2025 Тамара Сикорская Программа профессиональной подготовки супервизоров для специалистов в области психологического и психотерапевтического консультирования
Подробнее...
 
осень 2025 Ситникова Наталья и Пахомова Полина Программа подготовки консультантов экстренной психологической помощи
Подробнее...
 
 
Тренинг "Мастерская интуитивного стиля" 
Подробнее...
Тренинг "Мастерская интуитивного стиля" 
Подробнее...

Институт Гармония © 2023