Обучение » Мастерская по работе с семейными системами » "Как работать с семейными системами" Интервью Сергея Валюхова
Что такое семейная система и что такое системный подход в работе с семьей?
Семья - пространство смысло-образования. Семьи конструируют понимание мира и являются носителями субкультур, в которых аккумулируется это знание. Этот процесс смыслообразования является коллективной деятельностью, он происходит непрерывно и служит во многом решению задач выживания и сохранения целостности. Члены семьи создают конструкты, в которых содержатся представления о мире, своих отношениях с миром, отношениях друг с другом и о самих себе. Конструкты членов семьи могут во многом отличаться друг от друга, а могут и иметь общие разделяемые элементы. Такие конструкты охватывают великое многообразие вопросов и тем, воззрений на те или иные проблемы человеческой жизни. Некоторые из них более осмысленны и связаны с собственным опытом, некоторые являются перенятыми от других людей, некоторые лежат в области социальных и культуральных ценностей.
В процессе формирования семьи как микрокультуры некоторые фрагменты миропонимания оказываются более устойчивыми, некоторые более подвижными и меняются в связи с изменениями окружающих и внутренних условий. Между существующими конструктами и текущими изменениями, которые не вписываются в эти конструкты, могут возникать конфликты. Такие процессы происходят в каждой семье, переживающей те или иные изменения: например, при появлении ребенка, особенно первого, пара переживает серьезный процесс перестройки: прежние представления о себе, привычные взгляды на себя, партнера, свои роли и привычные способы удовлетворения потребностей начинают конфликтовать с новыми обстоятельствами. Разные пары проходят этот процесс с разной степенью успеха, иногда новые обстоятельства и связанный с ними опыт настолько конфликтуют со сложившимися существующими конструктами, что этот конфликт оказывается непреодолим и в изменившихся обстоятельствах система отношений распадается.
Таким образом, задачи семейной терапии во многом связаны с пересмотром существующих значений и конструированием новых. А системный подход предполагает включение в поле зрения тех жизненных аспектов, которые, на первый взгляд, напрямую не видятся связанными с поставленной проблемой, но без обращения к которым невозможно достичь продуктивных решений.
В каких случая семейная терапия более эффективна, чем индивидуальная?
Так же, как и в индивидуальной терапии, в семейной происходит работа по пересмотру, трансформации и созданию смысловых конструктов. Но, если в индивидуальной работе в фокусе внимания человек и его/ее смысловое пространство, то семейная терапия - это работа с группой, и сама группа здесь становится той целостностью, на которую направлено внимание. Соответственно, ключевыми для семейной терапии становятся вопросы о том, как живет эта группа и о том, как живут эти люди в этой группе. Эти вопросы являются центральными даже в тех случаях, когда семья изначально избирательно смотрит на проблему и видит причину своего беспокойства в поведении какого-то одного члена семьи. Когда в смысловом поле семьи начинают появляться значения, раскрывающие смыслы тех или иных явлений, само появление этих значений может качественно изменить отношения.
Ещё одна особенность работы с группой - это возможность коммуникации относительно самой коммуникации. Если в процессе терапии в поле семьи удаётся сформировать пространство, в котором сама коммуникация оказывается включённой в системный дискурс, можно рассчитывать на то, что этой группе удастся делать качественные скачки в своём развитии.
Соответственно, основанием для семейной терапии может быть либо прямое желание участников группы что-то менять в существующей системе отношений, либо понимание того, что внутренние напряжения человека лежат в области его/ее отношений, и диалог с партнёром, супругом и другими участниками семьи может существенно интенсифицировать процесс изменений, либо в тех случаях, когда существуют любые симптоматические проявления кого-то из членов семьи. Симптоматическое поведение имеет коммуникативное значение, поэтому работа с семейной группой здесь практически всегда является самой предпочтительной.
Первая встреча с семьей - на что надо обратить внимание?
Уже на самой первой семейной терапевтической сессии мы оказываемся внутри групповых отношений и получаем прямой доступ к наблюдению, отражению множества смыслов, которые организуют жизнь этой группы и способов передачи информации друг другу. Это является замечательной новостью, поскольку мы можем активно участвовать в процессе конструирования значений. Мы привносим в систему свои ценности, свой способ видения и означивания происходящих явлений и вместе с членами семьи исследуем существующие значения, изменяем их и создаём новые. Один из привносимых принципов – принцип системности. В каждом вопросе скрывается скрытый смысл, способный «расстроить» привычные семейные стереотипы. Например, если терапевт спрашивает родителей, когда именно усиливаются симптомы ребенка – при участии матери или отца, то он/она параллельно предлагает рассматривать симптоматику как феномен определенных семейных отношений, а не только как индивидуальную проблему ребенка. Аналогичным образом действует и следующий вопрос: «Если бы ваш сын не захотел бы тогда объявлять забастовку, как бы в этом случае развивался конфликт между Вами и Вашей супругой?»
Язык является средством упорядочивания значений, поэтому нам прежде всего стоит обращать внимание как, когда, кому и какие вопросы задавать, и какие акценты делать в приписывании значений тем или иным явлениям.
Типичные ошибки в работе начинающего семейного терапевта
Скажу лишь об одном принципиальном моменте. В повседневной жизни мы обычно пользуемся причинно-следственным принципом каузальности. Каузальный тип мышления это наша врожденная познавательная структура. Мы мыслим причинно-следственными связями повседневно: для того, чтобы стало светло, мы отдергиваем шторы или нажимаем выключатель. Этот принцип допустим при взаимодействии в системах со средней степенью сложности. Семья -это система высокой степени сложности, в семье поведение одного участника обусловливается другими участниками, и наоборот. Системные процессы определяются принципом рекурсивности. Поэтому линейная причинно-следственная каузальность будет здесь упрощением, имеющим право лишь только для решения прикладных задач. Системные процессы и явления стоит рассматривать с точки зрения циркулярной каузальности. Это важнейший принцип и с его реализацией связан целый ряд навыков взаимодействия и выстраивания отношений с участниками семейной группы и группой в целом.
Из этого следует, что в системной теории познания вопрос о причине расстройства не имеет смысла. Поэтому системная терапия не занимается «лечением» ни причин, ни симптомов, скорее она предоставляет системам дополнительный импульс для создания новых образцов взаимодействия, для принятия новой формы организации, которая в свою очередь дает возможность для развития.
Каков Ваш собственный путь как семейного терапевта
Я учился работать с семьями, вдохновляясь мастерством Петра Тимошенкова. Он обладал взглядом художника и замечательно владел образным и метафорическим мышлением. То, как он схватывал и описывал системные феномены, зачастую казалось неожиданным и вызывало восторг. Говоря о развитии способностей терапевта, он часто проводил аналогии с эстетическим восприятием, советовал студентам развивать его в диалоге с произведениями искусства. Думаю, это существенно повлияло на меня. В своём восприятии я стремлюсь расширить поле видимого, открывая пространство для появления новых смыслов. Если говорить о самой общей тенденции в изменении моей позиции в системном подходе с годами практики, то, как наверное, было видно из моих ответов на предыдущие вопросы, сейчас я все больше руководствуюсь идеями конструктивизма и социального конструкционизма и в большей степени ориентируюсь на лингвистические процессы, нежели на кибернетические.
Дата | Ведущие | Тема | ||
январь 2025 | Актеры театра | Перфоманс плейбек-театра "Давайте посмотрим" Подробнее... |
||
январь 2025 | Юлия Буканова | Семинар "Экзистенциальный взгляд на работу с чувствами в психотерапии" Подробнее... |
||
январь 2025 | Екатерина Николаева | Супервизорская группа для специалистов, работающих с детьми и подростками Подробнее... |
||
январь 2025 | Анна Родина | Аутентичное Движение как практика присутствия себе и другому Подробнее... |
||
январь 2025 | Анна Бызова | Онлайн-группа поддержки для женщин: “У меня бесплодие, как с этим жить?” Подробнее... |
||
февраль 2025 | Екатерина Николаева | Психологическая группа для подростков по субботам Подробнее... |
||
февраль 2025 | Ситникова Наталья и Дина Валеева | Программа подготовки консультантов экстренной психологической помощи Подробнее... |
||
март 2025 и сентябрь 2025 | Преполаватели Института Гармония |
Международная школа психотерапеии, консультирования и ведения групп |
||
май 2025 | Тамара Сикорская | Программа профессиональной подготовки супервизоров для специалистов в области психологического и психотерапевтического консультирования Подробнее... |
Институт Гармония © 2023