О Гармонии » Наша библиотека » Статьи » "Психологическая поддержка работников предпенсионного и пенсионного возраста". Мария Соловейчик » Пора зрелости

Пора зрелости

Глава 6 Пора зрелости
Пятый тренинг-снова в Сургуте

Так тренинг рос и развивался. Каждый последующий вбирал в себя опыт предыдущих. После тренинга в Чайковском программа пополнилась упражнением «Родовая вещь». А на следующем тренинге в Сургуте, который мы вели с Леной Ларионовой, в группе родилось предложение поделиться своими увлечениями – люди принесли вышивки, рисунки, фотографии, читали свои стихи.

В этот же тренинг Лена Ларионова принесла упражнение «Сказка о пенсии», где участники, разделившись на малые группы (5-6) получали задание придумать и разыграть сказку о пенсии со счастливым концом. Это упражнение вызвало в группе взрыв креативности. Участники сооружали себе из подручного материала смешные костыюмы, рисовали плакаты, даже стихи сочиняли. Это действо стало совершенно органичным продолжением упражнения «Продай проблему».

В самом конце мы сделали с этой группой визуализацию «Встреча со своей внутренней мудростью», после которой предложили участникам написать письмо поддержки самому себе. Каждый затем запечатал письмо в конверт со своим адресом и вручил нам, чтобы через условленный срок мы им отправили это письмо из Петербурга. Эта группа была небольшая, поэтому мы смогли предложить в конце сделать коллаж на тему «Мои ресурсы». Эту работу группа делала с увлечением.

Таким образом, расширяющееся поле втягивало в себя упражнения из нашей тренерской практики, которые мы использовали в ранее в других контекстах. Упражнение «Родовая вещь» потянуло за собой хорошо знакомый «Герб». Оба эти упражнения вытащили из нашего прошлого опыта «Обращение к имени», в котором участникам предлагается поразмышлять о своем имени – что им известно о том, как они получили имя, как звучало оно в разные периоды их жизни, как они относились к имени, какие интересные истории с ним связаны – и поделиться в кругу тем, что вспомнилось.

В дело шел и опыт тренингов, которые проходили в других местах. Например, в программу было включено упражнение «Подарок пятилетнему ребенку», которое родилось прямо в процессе реабилитационного тренинга для психологов, работающих в горячих точках, который проходил в альплагере «Цей». Процесс рождения этого упражнения – пример того, как из кирпичиков знакомых видов активности вырастает новая конструкция, порождающая в группе энергию, значительно превышающую энергетический эффект от суммы входящих в нее частей. Я позволю себе небольшое отступление от темы, чтобы поделиться этим тренерским опытом.

Итак, 2005 год, альплагерь «Цей». Наша «Программа реабилитации специалистов помогающих профессий Беслана и Владикавказа» включает две встречи, и с этой группой мы встречаемся второй раз. Но фактически это новая группа, потому что здесь 6 новых членов и нет кого-то из «старых» участников. Эта ситуация сама по себе неблагоприятна для атмосферы группы, но к тому же еще и внешние условия работают против нас. На дворе середина мая, а на улице дождь, снег, в комнатах для проживания холод и сырость. А помещение для занятий... Только в силу слабого знания местных реалий можно было оказаться в столь неприспособленном для работы пространстве. По вечерам оно служило кинозалом. В нем каменный пол и нет окон, от холла и столовой его отделяет тяжелый черный занавес. Если вспомнить, что в группе собрались психологи, которые работают с пострадавшими из Беслана ... Процесс вхождения в пространство тренинга шел очень трудно.

Но вот мы предложили участникам выполнить известное упражнение «Каким был мой партнер в детстве», где членам группы предлагается объединиться в пары пары, сесть друг напротив друга и сначала внимательно посмотреть на партнера, а затем закрыть глаза и представить, как выглядел этот партнер, когда ему было пять лет. В течение короткого времени (1-2 минуты) ведущий помогает участникам «развернуть» картинку – представить не только внешний вид ребенка, но и его характер, чем он любит заниматься, с кем больше всего общается... Затем по сигналу колокольчика участники открывают глаза и по очереди рассказывают друг другу, что им увиделось. Наблюдая со стороны этот диалог, я увидела, как оживились и просветлели лица. Казалось, по нашему мрачному холодному залу стали распространяться волны тепла. Ох, как бы этот процесс продлить? В голове возникло слово «подарок». И когда время закончилось, я предложила участникам сделать следующий шаг: вновь обратиться к себе и подумать, какой подарок хотелось бы сделать этому пятилетнему ребенку. Пусть это будет подарок волшебника – хоть мороженное, хоть звездное небо. Свой подарок нужно нарисовать и затем преподнести его партнеру. Вот, сжимая в руках листочки с подарками, участники собрались в круг, и я предложила сделать еще один шаг: похвастаться своим подарком. Когда в середину круга стали ложиться разноцветные рисунки, серое пространство кинозала как будто отошло на задний план, став фоном, на котором заиграли яркие краски радости и вдохновения.

В конце концов, несколько этих упражнений («Подарок ребенку», «Обращение к имени», «Родовая вещь» и «Герб») выстроились в цепочку, давая участникам возможность поднять энергетически емкий ресурсный пласт. С этим багажом мы с Виталиком Осипчуком подошли в пятому тренингу, который проходил в Сургуте. Уже по тому, как откликались люди на первое наше предложение – поделиться ярким воспоминанием о жизни на Севере, было понятно, что группа, с которой мы встретились в этот раз, «рабочая». Здесь сразу зазвучала «личная» нота воспоминаний каждого и готовность слушать со стороны остальных. И начала разворачиваться яркая, насыщенная «сургутская мозаика».

«Однажды съездили мы с мужем в отпуск, я купила себе розовый пеньюар. Так он мне понравился, все-таки хочется быть женщиной. А у нас тогда факела день и ночь горели, копоть от них носится в воздухе, что ни наденешь, вся одежда через час в крапинку. Жалко было пеньюар надевать. Так он у меня и пролежал, а теперь уже не наденешь, глупо как-то. Хочу вот невестке подарить».

«А я подумала о том, что мои дети первые шаги сделали в валенках. На большой земле первые шаги делают в тапочках, в пинеточках, а у нас в валенках».

«Моя работа связана с командировками. Однажды мы полетели за Полярный круг, там видели вблизи северных оленей. Туда пришло распоряжение срочно отправляться в Сочи. Не заезжая домой, мы полетели на юг. Там мы видели дельфинов. Такой контраст запомнился».

«Я по профессии геодезист, живу в Ноябрьске. Помню, как я вбивала первые колышки, по которым улицы в нашем городе прокладывали. Сейчас хожу по городу и вижу, какой дом я не туда развернула, где улица кривоватая получилась. Смешно и грустно».

«Мое яркое воспоминание – встреча с медведем. А точнее, как я с ним не встретился. Я тогда на трассе работал. Однажды поехал в город. На обратном пути не было попуток, пришлось возвращаться к месту ночлега пешком. Отмотал по морозу 30 километров. Пришел – уже темно, еле нащупал вход в палатку. Захожу – на меня ружья наставлены. Я: «Вы чего, ребята, это ж я». А они: «Твое счастье, ты с медведем чуть-чуть разминулся, здесь он ходит». Вышли, посветили –медвежий помет еще дымится».

«О, я тоже вспомнила, как с медведем не встретилась. Пошли мы с подругой в лес за ягодами, я уже беременная была первым ребенком. Когда обнаружили присутствие медведя, подруга не хотела бежать: «Я никогда медведя вблизи не видела, хочу посмотреть», и стоит, упирается. А я, видно, из-за того, что беременная, у меня инстинкт самосохранения работает, чуть не силой ее утащила».

«Слушаю я вас и думаю: вы все приехали в Сургут с юга, а я – с Севера. Я вырос на Диксоне. На школе, где я учился, висел плакат: «Вы учитесь в самой северной школе Советского Союза». За 8 лет не видел ни одного листочка – только мох. Поэтому самое яркое воспоминание о встрече с Сургутом – листья, как я щупал, мял, нюхал листья березы. Отец, когда увидел, какой я дикий, стал брать с собой в лес, на рыбалку. Я высокий был, худой, но сила была. Пошли однажды в лес большой компанией. Отец показал, как кедровые шишки сбивать. Я ударил по одному дереву – несколько шишек упало. К другому перешел. Раз ударил – не падают, я другой раз, сильнее – снова ничего. А все смотрят на меня с удивлением, а я еще сильнее бью – опять ничего. Все уже смеются: «парень, ты сосну колотишь».

Сбор ожиданий полностью подтверждает первое впечатление – группа «рабочая», лишь один человек попал сюда по приказу, большинство же делятся своими трудностями и высказывают желание получить помощь, понять, как найти свое место в новой жизни, как сохранить чувство нужности, как адаптироваться на Большой земле, а также получить поддержку, пообщаться в кругу ровестников, у которых такие же проблемы, как у меня.

«Меня тревожит материальная сторона. У меня есть мечта – иметь дом. Если я буду на пенсии, мне не на что будет строить. Здесь хочу послушать мысли, идеи других людей, может быть что-то для себя почерпнуть».

«Я пенсию рассматриваю как бессрочный отпуск с очень маленькими отпускными. Пожалуй, хочу понять, как себя организовывать в этом отпуске. Чувства страха у меня нет».

«А у меня есть страх и очень большой. Пугает неопределенность. Я всю жизнь работала, не представляю себя в роли пенсионера. Хочу знать, если у меня начнется с выходом на пенсию депрессия, как себе помочь».

Есть здесь и люди, которые смотрят в будущее с уверенностью, трудностей для себя не видят, но и они оказались здесь не случайно – на тренинг их привел интерес к общению с психологами, к другим людям, желание узнать что-то новое.

«Я для себя давно расставила приоритеты – на первом месте семья, дети, а потом работа. Детей я вырастила. Дочь у меня закончила консерваторию. Считаю, что важно себя сохранить для тех же детей, чтобы не висеть на них, чтобы они могли жить своей жизнью и не беспокоиться за меня. Пенсию я рассматриваю как время для себя. Конечно, достаток будет уже не тот, но и планка желаний ниже. Сюда я пришла из любопытства. Я никогда не общалась с психологами, думаю, что что-то смогу для себя почерпнуть».

«Пенсию я жду как манну небесную. Хочу свободы от государства. Я знаю, что могу сам построить дом, и мне это в радость. Я не пропаду на пенсии. Здесь хочу послушать, как другие подходят к этому вопросу».

«Открытки», «Ассоциации», медитация, разминки – весь первый день мы без сожаления потратили на знакомство друг с другом, создание доверительной атмосферы, обращение к себе.

Может быть, поэтому «Линия профессиональной жизни», которую мы делали на второй день, вызвала очень живой отклик, а наши мини-лекции о кризисе и утрате участники слушали с интересом. Закончили мы второй день, сделав два упражнения на контакт и визуализацию с рисунком «Безопасное место», которое для многих участников оказалось связанным с детством. В свете этого, блок «Путешествие к корням», которым мы начали третий день, выглядел естественным развитием затронутой во второй день темы. Заряженные позитивной энергией, участники живо обсуждали потери и приобретения пенсионного возраста

ТЕРЯЮ

Зарплату, доход; возможность быть в коллективе, общение; чувство нужности, востребованности; друзей, сотрудников; режим времени, возможность самореализации

ПРИОБРЕТАЮ

Свободу, возможности: уделять внимание семье, себе, своим увлечениям, общению с друзьями, перемены места жительства, климата; путешествовать, иметь работу по душе

Таким образом, в каждый день, начиная со второго, вводили одно-два упражнения, непосредственно отвечающее теме, «упаковывая» его в личностно-ориентированные, «ресурсные» виды активности. И когда на четвертый день мы предложили написать прощальное письмо, никто не отказался от этого опыта, а одна из участниц даже решилась вслух прочитать свое письмо в группе и дала мне возможность его переписать

«Прощай, моя Работа!

Прощай рутина, усталость, раздражение, здравствуй, покой, отдых, реализация моих надежд и желаний. До свидания, мои коллеги, друзья. Я не прощаюсь, я оставляю за собой память наших отношений, вечерних бдений на работе, разговоров о судьбе вашей и ваших близких. Я оставляю за собой воспоминание наших встреч, становление на ноги, рождение и рост детей здесь, на Севере. Суровую красоту северных мест, ужас гнуса и комаров, лишений, выпавших на мою долю.

Я готова начать новый виток своей жизни в тепле, уюте, радости и покое. Я говорю спасибо себе и вам всем за то, что вы были рядом. И я всегда рада встрече с вами».

После обсуждения «Прощального письма» торговля проблемами шла бойко.
В "Сказке о пенсии", участники "оттянулись по полной", сочинив целое большое действо.

Обратная связь

«Я, признаться, шел с некоторым сарказмом. Но через два часа мой скептицизм рассеялся. Я понял, что никогда раньше собой не занимался. Это встряска мозгов – очень нужная работа»

«Я уже после первого дня почувствовала прилив сил, подъем. Я пошла на работу, смогла быстро все сделать. Как будто из дальних уголков души вынимаем воспоминания, мысли, чувства. От этого приобретаешь огромный заряд позитивной энергии»

«Мне важно было увидеть себя глазами других. Еще полезно было заглянуть в свое прошлое. Можно сказать, понежиться в своем прошлом»

«Моей первой реакцией при мысли о пенсии было отрицание – это не про меня, мне еще рано. Но здесь мы говорили о том, в чем сами себе боялись сознаться. И сами отвечали на те вопросы, которые нас волнуют. В этих занятиях мы обретаем себя»

«Для меня имело значение, что это встреча ровесников, людей, у которых одинаковые проблемы. Это пробуждение самосознания, обретение источника внутренних сил. Человек использует только малую часть своих возможностей, здесь мы смогли почувствовать свои скрытые резервы»
Интересно, что хотя впрямую мы очень мало обсуждали «практические» проблемы, как, например, финансовый вопрос, тем не менее, в обратной связи звучало

«Исчез страх ухода на пенсию (материальная сторона), страх завтрашнего дня»

«Увеличился оптимизм, появилась уверенность в собственных силах»

«Изменила оценку себя, пробудились душевные силы. Произошла переоценка ценностей»

Это был очень удачный тренинг, здесь собралось все – мы подошли к нему с хорошим багажом опыта, у нас было для работы 4 дня, это оптимальное время для такого тренинга, и – хорошо поработала с вопросами отбора Лена Краузе, но еще звезды так стояли – группа в целом имела очень хороший уровень мотивации и готовности к сотрудничеству.

Даже журналисты, которые в конце тренинга брали интервью у нас и у участников, оказались на высоте. Они действительно поняли (это так редко случается) суть нашей работы и опубликовали в местной газете осмысленный, интересный репортаж о тренинге.

Именно с этого момента для меня стало ясно, что тренинг вошел в пору зрелости. Его основные элементы были, как позвонки, нанизаны на простую, понятную идею. Этот «хребет» надежно держал «тело тренинга», хотя сочленение позвонков не было жестким, и это наличие «межпозвоночного пространства» позволяло тренингу быть достаточно гибким, чтобы адаптироваться к разным ситуациям и принимать новый опыт, не нарушая своей целостности.

Конечно, каждый новый опыт ставил новые вопросы, но они были скорее связаны с особенностями процесса в конкретной группе, дополнения, которые в дальнейшем вносились в программу, имели скорее «косметический» характер и не затрагивали «несущую конструкцию».

Расписание ближайших событий

  Дата Ведущие Тема  
2-5 мая 2024 Юля Буканова и Софья Бадхен XV Ежегодная Конференция "Я и Другой": Пространство Отношений"
Подробнее...
 
апрель и май 2024 Выпускники программы "Международная школа психотерапии и конслуьтирования" Очные бесплатные тренинги 
Подробнее...
 
май 2025 Тамара Сикорская Программа профессиональной подготовки супервизоров для специалистов в области психологического и психотерапевтического консультирования
Подробнее...
 
октябрь 2024 и февраль 2025 Ситникова Наталья и Дина Валеева Программа подготовки консультантов экстренной психологической помощи
Подробнее...
 
сентябрь 2024 - ноябрь 2024  Ирина Гуревич Онлайн-мастерская по работе с детьми
Подробнее...
 
сентябрь - ноябрь 2024 Елена Ларионова и Сергей Валюхов Онлайн-мастерская по работе с психотерапевтическими группами
Подробнее...
 
сентябрь 2024 Преполаватели Института Гармония

Международная школа психотерапеии, консультирования и ведения групп 
Подробнее...

 
 

 

Институт Гармония © 2023