О Гармонии » Наша библиотека » Статьи » "Психологическая поддержка работников предпенсионного и пенсионного возраста". Мария Соловейчик » Структура программы

Структура программы

Глава 7
Структура программы

Описывая структуру программы, можно выделить ее основные этапы, так сказать стержень, и сквозные блоки, которые пронизывают весь процесс.

Основные этапы

  1. Вступление (знакомство, формирование атмосферы доверия, заключение группового контракта)
  2. Обращение к объекту утраты
  3. Прощание с объектом утраты
  4. Изменение фокуса видения проблемы
  5. Заземление

Сквозные блоки

  • Информационный блок
  • Обращение к ресурсам

Кроме того, в каждой группе могут возникнуть конкретные темы, актуальные для данной группы и требующие своего места в программе. Предугадать это невозможно, потому можно просто говорить о необходимости иметь некий временной люфт.

Основные этапы

Первый этап. Вступление (первый день)
Как и в любом другом тренинге, на этом вступительном этапе участники знакомятся с тренерами, друг с другом, с тренингом как формой работы и формулируют свои трудности и ожидания. На этом этапе вырабатывается разделенное представление о задачах нашей работы, групповых правилах и нормах (то есть заключается групповой контракт), создается атмосфера взаимного доверия в группе.

Особенностью данного тренинга является объем этого этапа. При общей продолжительности тренинга 4 дня (это оптимальная длительность), на этот первый этап можно потратить целый день. Прежде всего потому, что этот этап не только создает фон для успешной работы, но сам по себе уже является работой.Возьмем, например, этап постановки задач. Если человек идет обучаться деловому общению, эффективному поведению в конфликте или навыкам лидерства, он примерно представляет себе, о чем пойдет речь и на этапе сбора ожиданий его представления лишь развиваются, конкретизируются и уточняются. А что такое «учиться на пенсионера»?

Чтобы сформировать это представление, группе нужно проделать определенный путь, понять и принять идею тренинга, из которой эти задачи вытекают. Это работа, которая сложна не только с интеллектуальной, но с эмоциональной точки зрения, поскольку требует признания факта утраты, а первой стадией принятия утраты, как известно, является ее отрицание.Формирование атмосферы взаимного доверия при работе с утратой требует большего, чем обычно, времени. И упражнения, которые на это направлены, в то же время работают на решение прямых задач тренинга – исследование себя, контакт с другим человеком, раскрытие богатства собственной личности. Это важно для того, чтобы перенаправить часть энергии, сконцентрированной на работе, на другие сферы своей жизни. Уже с первых шагов, когда, например, участники делятся каким-то ярким воспоминанием и чувствуют интерес к себе со стороны коллег – они начинают смотреть другими глазами на самих себя.

Возникает и ощущение общности – ведь собрались люди одного поколения, у каждого, конечно, своя судьба, но они объединены одним понятием - «наше время». «Я вспомнила, как я впервые приехала. Телеграмму послала, а никто не встречает. Я с маленьким ребенком, год и два месяца было ему. Вышла – сугробы по шею, снег чистый, белый, красота. Меня подобрали сразу, совсем незнакомые люди, довезли до места. Я прихожу к мужу на работу – мужики выходят, его зовут, а он не идет. В конце концов, вышел, увидел меня и ахнул: «Приехала! А я думал, опять меня мужики прикалывают». А телеграмма моя пришла через неделю после того, как я приехала». «Да, на дорогах тогда и голосовать не надо было. Видели – человек по дороге идет, останавливались: куда подвезти. Сейчас такого нет». «Не только на дорогах. Когда по железной дороге первый поезд пустили, мы его останавливали как машину. Идешь по дороге, руку поднимешь, поезд останавливается». «Да, помните, ведь и вокзала поначалу даже не было. Я в августе приехала в Ноябрьск, с дочерью, ей 7 лет было. Приезжаю – где тут у вас вокзал, спрашиваю. А вокзала-то никакого и нету. Муж договорился со знакомыми, чтоб меня встретили, но они не знали меня, и мы разминулись. Я с сумками, с ребенком. Перетащу две сумки, потом за вторыми двумя возвращаюсь. Ребята какие-то появились на КАМазе: «Куда ехать?». Сумки мои подхватили, я даже не просила ни о чем. Поехали. Поразил меня белый искрящийся песок. Я смотрю вначале: что это, август, а снег лежит. Мне говорят: так это же песок. Нигде больше такого не видела. Приехали, встретились с мужем. Где жить будем? Он мне показывает выбирай: бочка железная или сарай такой, на курятник похож. Ну, мы курятник выбрали». «А мы с мужем в вагончике жили. Вокруг лес, топчаны мы из старых дверей делали, но весело было ужасно. Мы радовались: на Большой земле мы с родителями жили, а тут хоть вагончик, да свой».

Упражнение «Открытки» позволяет участникам обратиться к себе – задуматься о том, где они могут черпать силы. Для кого-то это воспоминания детства, для кого-то природа, лес, поле, для кого-то буйство стихии. Выбор, который делает участник, а главное его видение этого выбора, может отразить его актуальную проблему. Например, участник выбирает «Весенний вечер» Саврасова и комментирует свой выбор так: «Я прочел здесь, что картина называется «Весенний вечер», хотя когда я выбирал, я думал, что это утро. Но в сущности утро и вечер схожи, потому что это переход – от дня к ночи или наоборот, неважно. Картина выглядит печальной, это еще не настоящая весна, но уже и не зима, в этом смысле тоже это время перехода, то есть период неопределенности. Но ведь весна все равно будет, это неизбежно, нужно просто пережить это время. Наверное, я выбрал именно эту картину, потому что сам сейчас нахожусь в этом состоянии перехода».
Медитация позволяет обрести точку внутреннего равновесия.
Двигательные разминки дают возможность раскрепоститься.

Разминка "Предмет кухонной утвари"

Разминка "Картинная галерея"

"Бурлаки на Волге"

"Боярыня Морозова"

"Три богатыря"

Диалоговое взаимодействие чередуется с работой в малых группах

Так мягко и постепенно участники входят в пространство тренинга, осваивают его «язык». На это нужно время, тем более, что подобные группы по определению «возрастные», а опыта участия в тренинге большинство участников не имеет.

Если посмотреть в целом на трудности о которых говорили участники разных групп, можно сказать, что людей больше всего пугают:

  • Финансовые трудности
  • Расставание с коллективом
  • Утрата чувства нужности
  • Неопределенность, неизвестность
  • Возможность «опуститься», оказаться затянутым в болото безделья
  • Для сургутян проблему представляют – расставание с Севером, с детьми, которые там остаются, адаптация на Большой земле

В связи с этим высказываются такие ожидания:

  • Найти себя в новой жизни
  • Научиться организовывать свое время
  • Представить себе возможное будущее
  • Научиться справляться со своими чувствами
  • Пообщаться со сверстниками
  • Получить поддержку коллег

Интересно, что хотя большинство участников в качестве основной называют финансовую проблему, никто в ожиданиях об этом не говорит. При этом в обратной связи люди часто отмечают уменьшение страха перед изменением финансового статуса. То же касается страха расставания с коллективом. Для многих это большая проблема, но никто не ставит задачей тренинга «научиться приобретать новых друзей и знакомых». Однако в обратной связи люди часто отмечали, что скорость их сближения в группе вызывает оптимизм – становится понятно, что приобретать новых друзей возможно, несмотря на возраст.

Некоторые участники настроены позитивно по отношению к выходу на пенсию и трудностей для себя не предвидят, однако мотивация на участие у них есть – они хотят пообщаться с коллегами, встретиться с психологами, узнать что-то новое или получить поддержку в своих жизненных планах и намерениях.

«Считаю, что на пенсии только и начну жить. Мы переезжаем под Воронеж. Там лес вокруг, буду ходить на лыжах, встречаться с друзьями. Буду следить за собой – я должна выглядеть лучше, чем муж. Хочу здесь пообщаться, послушать других, может быть почерпнуть что-то новое».

«Моя свекровь, уйдя на пенсию, выучила арабский язык, и теперь читает Коран в подлиннике. Думаю, каждый может для себя найти, что он хочет освоить новое. С психологами я никогда не общалась, хочу попробовать».

К сожалению, всегда попадаются участники, которые попали на тренинг «по приказу», а не по собственному желанию и не имеют вообще никакой мотивации на участие. Иногда в процессе выработки целей эту мотивацию удается сформировать. Но если этот негативизм стойкий, после начального этапа такой участник может под каким-то предлогом покинуть группу или своим присутствием очень сильно тормозить процесс.

Говоря о своих трудностях и ожиданиях, участники уже начинают делиться чувствами, связанными с выходом на пенсию, обнаруживают, что они не одиноки в своих переживаниях. Эта работа продолжается на втором этапе.

Второй этап Обращение к объекту утраты (второй и третий день)

Ключевое упражнение этого этапа «Линия профессиональной жизни», позволяющее оглянуться на пройденный профессиональный путь, осмыслить свои трудности и достижения и поделиться с группой своими переживаниями.

Часто при этом заходит разговор о каких-то профессиональных ожиданиях, которым не суждено было сбыться. Например: «Поехав с мужем на Север, я не смогла осуществить свою мечту – стать врачом. В местах, где приходилось жить, не было мединститута. Я стала техником, хотя боялась даже трогать обычные розетки». Часто после отреагирования негативных переживаний – печали, сожаления, - человек сам или при помощи других участников группы находит позитивные стороны в том, как повернулась его судьба. Так данная участница в конце концов сказала: «Зато я поняла, что если я захочу, все смогу сделать». Но если даже такого рефреминга не случается, важно отдать должное этой потере, позволить себе погрустить о ней.

Когда Вера отправилась за мужем на Север, она уже была врачом-терапевтом. Семья поселилась в небольшом поселке, где находилась компрессорная станция. Устроиться там на работу Вере не удалось: «Вернее, можно было устроиться, но тогда пострадала бы семья. Я сделала свой выбор. Это был правильный выбор, я не жалею о нем, но все равно грустно». Говоря о своих переживаниях в группе, человек может разделить их с другими. На слова Веры отозвались многие: «Да мы ведь вообще декабристки, только о нас никто поэм не пишет. Муж газовик – надо ехать. А уж как своя профессиональная судьба сложится – это что кому бог пошлет».

В каких-то случаях, участники смогли найти в своей нынешней профессиональной деятельности отзвуки своих детских и юношеских мечтаний. «Я хотела стать учительницей. Но и сейчас на работе занимаюсь обучением молодых сотрудников». «Я тоже хотела стать учительницей. Была большая семья, очень много двоюродных братьев и сестер. Я с ними возилась, проверяла у них уроки. А сейчас на работе я наставник». «Мне в школе нравилось писать сочинения, это хорошо получалось. Но поскольку я не хотела искать легких путей, решила идти учиться экономике. Работала в минфине, затем Газпром. Сейчас я пишу о цифрах. Можно сказать, что я писатель-экономист».

Бывает, человек осознает, что его юношеские мечты воплощаются в его увлечениях. У Ирины была мечта стать археологом. «Но тогда всерьез этого никто не принимал. Родители говорили, что надо получать «нормальную специальность». Я пошла учиться в технический ВУЗ, работала инженером, с мужем уехала на Север. Было трудно, но очень интересно. До сих пор помню пуск скважины в Ямбурге. Это было такое необыкновенное ощущение моей причастности к большому делу, чувство единения со всем большим коллективом, ведь каждый в это вложил часть себя, для всех это был праздник. Но интерес к археологии, к истории у меня остался. И я сейчас осознала, что этот интерес выражается теперь в моей любви к путешествиям – я всегда много читаю об истории тех мест, куда я еду».

Иногда, обращясь к несбывшемуся, человек задает себе вопрос: «А может быть, еще не поздно?». Марина с детства любила математику: «Если бы раньше появились компьютеры, я стала бы программистом. Теперь это уже невозможно, впрочем, может быть на пенсии…

Если в результате предшествующей работы в группе возникла атмосфера взаимного доверия, если участники настроились на обращение к себе, обсуждение «Линии профессиональной жизни» длится достаточно долго и позволяет участникам открыться полно и глубоко. Однако, в любом случае, время, которым мы располагаем, ограничено, и, можно сказать, что упражнение запускает некий механизм, который продолжает явно или подспудно работать уже после того, как занятие заканчивается. И на следующий день участники возвращаются к теме осмысления своего профессионального пути, когда перед тем, как сформировать список потерь и приобретений, связанных с выходом на пенсию, мы просим их поразмышлять о позитивных и негативных моментах, связанных с работой.

Ирина обаятельная женщина, небольшого роста, в ее манере есть много мягкости, женственности, но проявляется она в группе не очень активно, больше слушает других. Когда мы предложили поделиться ответом на вопрос о позитивных и негативных моментах, связанных с работой, она сказала: «Знаете, я когда вчера начала вспоминать и сейчас тоже, когда вы спросили, подумала о том, что человек по сути себя не знает. Не знает своих возможностей, какие качества могут в нем проявиться, когда жизнь прижмет. Можно я немного расскажу? Я была домашней девочкой, и такой себя привыкла считать. Из-под крыла родителей попала прямо под крыло мужа и с ним уехала на Север. Там, на Севере, совершенно внезапно муж умер от инфаркта. Я осталась одна с маленьким ребенком на руках. Родственники хотели забрать меня с Севера домой, но я решила остаться. Я знала, что нужно сделать все, чтобы поднять ребенка, что я должна ради него выжить и выстоять. Я работала и копила деньги на образование сына. Сын вырос и поступил на бюджетное отделение ВУЗа. Тогда мы с ним решили накопленные деньги потратить на путешествие. Теперь он ВУЗ закончил, женился, у меня есть внуки. Когда я оглянулась на свою жизнь, вспомнила все, я вдруг подумала: «Да какая же я «домашняя девочка»? Да во мне столько силы! Из каких ситуаций я выбиралась, неужели я с этой ситуацией не справлюсь?!» Я вдруг совершенно по-другому на себя посмотрела».

Завершением обсуждения является разговор о потерях и приобретениях.

В следующей таблице я суммировала результаты работы разных групп по этой теме. Списки в основном похожие, употребляя разные слова, люди говорят об одном. И почти всегда на первом месте в колонке потерь «Материальное благополучие», а в списке приобретений «Свобода».

ТЕРЯЮ

ПРИОБРЕТАЮ

Материальное благополучие

Свободу

Социальную защищенность

Снижение психологического давления

Уверенность в завтрашнем дне

Возможности:

Возможность быть в коллективе

уделять внимание семье

Чувство нужности, востребованности

общаться с друзьями

Ощущение сопричастности к большому целому

уделять время себе, своим увлечениям, подумать о своих "хочу"

Качество общения-на работе общаюсь с интеллектуалами

чувствовать себя женщиной, а не сотрудником

Режим времени

поменять место жительства, климат

Привычный образ жизни

путешествовать

Жизненный тонус

реализовывать скрытые таланты

Возможности самореализации

научиться чему-то новому

Качество общения-на работе общаюсь с интеллектуалами

разносторонне развивать интеллект

Стимул хорошо одеваться

пополнить семейные ценности

Возможность общения с молодежью

планировать свое время

Время для заботы о здоровье

Я уже упоминала о том, что работая со списками, мы рассматриваем прежде всего колонку потерь, обсуждая, каких утрат мы в принципе можем избежать, а с какими придется смириться и как мы можем позаботиться о себе, встречаясь с этими потерями.

Хочется сказать еще, что при составлении списков ведущему важно избежать соблазна их уравнять и честно записывать все, что говорят участники. Нет смысла преуменьшать значимость потерь, лучше потратить время на то, чтобы обсудить то, что волнует и беспокоит участников, дать им возможность высказать свои чувства. Можно добавить, что обычно списки получаются одинаковыми или почти одинаковыми по количеству пунктов, но это должно исходить от группы, тогда работа будет полезной.

Работая с одной московской группой, мы дополнили эту процедуру еще одним шагом, предложив участникам так же в режиме мозгового штурма ответить на вопрос «Чему научила меня работа в Газпроме и что я возьму с собой, выйдя на пенсию». Мы получили такие ответы:

Черты характера

Воля, сила духа, смелость, терпение, креативность, самоуважение, глобальность мышления, коммуникабельность

Умения

Строить отношения с разными людьми, быть терпимым, деликатным; работать в команде, учиться, познавать новое; брать на себя ответственность и делегировать ее, если это необходимо; ставить цели, устанавливать приоритеты, планировать время, контролировать результаты; находить оптимальный и творческий путь для решения поставленной задачи, руководить людьми, принимать реальность такой, какая она есть и стараться сделать, что можешь; признавать свои ошибки, перестраиваться и идти в ногу со временем, быть бойцом

Третий этап Прощание с объектом утраты (четвертый день)

Следующий этап строится в основном на материале предыдущих. Для того, чтобы проститься с тем, что утрачивается – данном случае это определенный, очень большой жизненный этап – необходимо оглянуться на пройденный путь, воздать должное хорошему, что там было, отпустить обиды, подумать о том, что можно взять с собой и бросить взгляд в будущее. Основная часть этой работы была проделана нами во второй и третий день, когда мы предлагали участникам обращение в прошлое.

В четвертый день мы предлагаем процедуру, позволяющую участникам бросить взгляд в будущее. Это упражнение «Что я буду делать на пенсии?».

Сразу после этого мы переходим к следующему шагу – написанию «Прощального письма».

Не все группы соглашаются это делать (в моем опыте две группы из шести, которым это предлагалось, пошли на эту работу). Мы отдаем себе отчет в том, что это эмоционально сложная работа, к которой необходимо чувствовать внутреннюю готовность. Кроме того, конечно, эта работа требует гораздо большего времени, чем мы можем этому уделить на группе. Однако здесь можно эту работу начать, и мы стараемся объяснить участникам, что им будет легче начать делать эту непростую работу в группе, где им обеспечена поддержка со стороны коллег и тренеров.

Но если группа все же отказывается, мы с уважением относимся к этому решению, не настаиваем, просто предлагаем прочесть инструкции, задать необходимые вопросы и для себя запомнить, что это работа, которая может помочь им принять утрату, и они смогут проделать ее самостоятельно, когда почувствуют готовность.

Четвертый этап Изменение фокуса видения проблемы (четвертый день)

После «Прощального письма», которое вне зависимости от того, выполняет группа задание или нет, несет определенную эмоциональную нагрузку, возникает необходимость «разрядить атмосферу». Упражнение «Продай проблему» позволяют посмотреть на проблему под другим углом, вовлечься в совместное творчество.

На этом позитивном эмоциональном фоне в «Сказка о пенсии со счастливым концом» превращается порой в целое развернутое представление, поле для фантазии, на котором веселятся и дурачатся как актеры, так и зрители.

Пятый этап Заземление (четвертый день)

На этом этапе происходит внутреннее завершение проделанной работы как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне. Здесь мы иногда предлагаем сделать открытку-коллаж на тему «Мои ресурсы». Можно предложить визуализацию встречи со своей внутренней мудростью, а затем написать письмо самому себе с каким-то напутствием. Это, так сказать, эмоциональное завершение.Если группа сборная, то есть участники работают в разных местах и не пересекаются на работе ежедневно, важно предложить процедуру, позволяющую попрощаться друг с другом, например, упражнение «Узорный круг».

Кроме того, мы предлагаем участникам подумать о том, что они получили от работы на тренинге и как они смогут это использовать в дальнейшей жизни. Можно затем предложить им объединиться в малые группы по 4-5 человек, поделиться ответами и сделать совместный рисунок, отражающий их опыт. Но если перед этим они делали коллаж, то эти процедуры будут в какой-то мере дублировать друг друга и лучше просто предложить участникам высказаться в круг.

Обратная связь от участников – это не только поглаживание для тренера, но и возможность для участника вспомнить то, что происходило с ним на тренинге и присвоить полученный опыт. Но, конечно, и поглаживание тоже, поэтому мне приятно дополнить обратную связь, которую я уже приводила при описании разных тренингов, еще несколькими примерами.

Из высказываний участников в кругу

«Я приехал сюда в совершенно разобранном состоянии. Но уже после первого дня занятий что-то во мне изменилось. Я долго не мог заснуть, гулял, думал… Как будто занятия дали мне толчок, после которого душа моя заработала. Так было на протяжении всех этих трех дней, я уверен, что и после окончания эта душевная работа будет продолжаться. Я уверен, что не только для меня, для многих, даже если сейчас люди этого не осознают».

«Удивительно, как за такое короткое время мы объединились. В нашем возрасте трудно находить новых друзей, а с выходом на пенсию круг общения поневоле изменится. Поэтому для меня то, что произошло здесь - очень важный опыт, я поняла, что находить новых людей возможно в любом возрасте».

«Я по-новому посмотрела и на себя и на коллег, которых давно знала, мы сблизились. Я поняла, что в любом возрасте можно прийти в песочницу со своим ведерком и сказать: «Здравствуйте, меня зовут Света, можно поиграть твоим грузовичком? А я тебе ведерко дам». И меня примут в игру».

«Я более оптимистично смотрю в будущее. Здесь я поняла, что можно и нужно обращаться к людям. Когда ты сам искренне говоришь о себе, люди раскрываются с неожиданной стороны и идут тебе навстречу»

Кроме того, чтоб участники говорят в кругу, они письменно отвечают на ряд предложенных вопросов, заполняя такую форму

Отзыв на тренинг «Психологическая поддержка работников, предпенсионного и пенсионного возраста»

  1. Что в этом тренинге было для вас полезным?
  2. Что изменилось в вашем настроении, состоянии, какие новые мысли появились, и как это может помочь вам в дальнейшем?
  3. Какие пожелания к тренерам у вас есть: хотелось бы что-то добавить, убрать, изменить в программе тренинга?
  4. Как вы считаете, важна ли подобная работа для ваших коллег?

Вот некоторые ответы на вопрос о том, что было полезным и что изменилось в состоянии и настроении:

  • Осмыслить свой жизненный путь.
  • Отдохнуть от повседневной суеты и обратиться к истокам.
  • Остановиться, задуматься, заглянуть в себя
  • Обращение к себе, в свой внутренний мир.
  • Понимание важности обращения к себе, своему внутреннему ресурсу.
  • Пересмотрела отношение к себе.
  • Освоение алгоритма преодоления кризиса.
  • Подпитка энергетикой детства.
  • Появились мысли о том, что порой надо думать не только о работе, полюбить себя
  • Произошло оздоровление души.
  • Почувствовала, что не одна в подобных проблемах, узнала, как решают эти вопросы другие.
  • Очень грустно, но надо идти дальше.
  • Настроение улучшилось, в каждом возрасте есть свои плюсы.
  • Получил заряд энергии.
  • Состояние легкости, самодостаточность, уверенность.
  • Появился оптимизм – жизнь продолжается.
  • Исчезло чувство страха завтрашнего дня.
  • Появилась уверенность, что смогу найти себя в новой жизни.

Приведенное в скобках распределение программы по дням условно. Это зависит от количества участников тренинга, их запроса, и в первую очередь от общего количества тренинговых дней.

Сквозные блоки

Обращение к ресурсам

Разнообразные упражнения, направленные на пробуждение ресурсов, предлагаются участникам на протяжении всего времени жизни группы, начиная с первого дня. Эта работа подготавливает участников к встрече с утратой и сопровождает их на всем пути ее проживания. Можно сказать, что «стержневые» упражнения окутаны, как ватой, «ресурсными».

Раскрыть свои внутренние ресурсы могут помочь любые упражнения, направленные на обращение к себе («Открытки», «Безопасное место», «Образ внутренней силы», «Встреча с внутренней мудростью»), позволяющие увидеть и оценить богатство своего внутреннего мира.

Мощную поддержку можно получить также от упражнений, направленных на контакт с другим человеком (упражнение «Ассоциации», «Совместное движение», «Коммуникативное рисование») и с группой в целом ("Лес группы", "Палочки").

Конечно, почувствовать целительную силу контакта с другими можно не только в упражнениях специально на это направленных, но по ходу работы группы, рассказывая о себе и слушая других. Важно, чтобы участники сумели это оценить и задать себе вопрос, насколько они могут открываться помощи другого в своей повседневной жизни. Для этого мы предлагаем им заполнить опросник «Отношение к принятию помощи» и затем обсуждаем, что мешает нам принимать помощь от другого человека.

Упражнение «Кто Я?», позволяет участникам соприкоснуться с разнообразием своих жизненных ролей. В процессе этой работы, они совершают неожиданные открытия: «У меня получается, что себя совсем нет – я жена, мать бабушка, работник… Я поняла, что мне нужно подумать и о себе», «А я обнаружила, что совсем забыла о работе, оказывается, в жизни есть так много других важных вещей».

Отдельный блок составляют несколько упражнений, которые мы делаем в определенной последовательности: путешествие в свою личную историю, в детство («Я и мое имя», «Подарок 5-летнему ребенку»), обращение к корням, к наследию предков («Родовая вещь») и видение себя как срединного звена своей «большой семьи», включающей детей, а для кого-то и внуков (упражнение «Герб»).

"Подарок ребенку"

На разных этапах участникам предлагается прослушать музыкальные произведения и поделиться впечатлениями в кругу.

Все это позволяет участникам по мере движения работы группы все полнее ощущать богатство собственной личности и получать подкрепление от группы. «Я вот уже второй день сижу здесь и поражаюсь – какие глубокие, интересные люди работают в Газпроме», «Да о жизни каждого из нас можно книгу написать! Через что мы прошли, сколько событий, какое разнообразие!»

Наконец, на завершающем этапе участники получают возможность почувствовать, каким мощным источником энергии может стать совместное творчество.

Знакомство с различными техниками саморегуляции (прогрессивная релаксация, медитация, сканирование тела) и их практическое освоение также предлагается участникам на разных этапах работы и сопровождает весь процесс тренинга.

Информационный блок

Помня о том, что тренинг – это обучение через опыт, мы обычно стараемся не перегружать тренинг информацией. Однако в данном случае информацию необходимо давать уже в первых шагов, без этого участники не смогут понять основную идею тренинга и смысл того, что предлагается тренером. Конечно, объем теоретических включений может быть различным в зависимости от потребностей группы. Например, в одной из наших московских групп запрос на информацию был очень выраженным, и, откликаясь на обратную связь, полученную от этой группы, мы почти вдвое увеличили объем раздаточного материала.

Комплект раздаточных материалов, содержащих теоретические сведения о кризисе и проживании утраты, а также о способах самопомощи и взаимной помощи, каждый участник получает с самого начала. Мы обращаемся к этим материалам происходит по мере необходимости на разных эта

Расписание ближайших событий

  Дата Ведущие Тема  
2-5 мая 2024 Юля Буканова и Софья Бадхен XV Ежегодная Конференция "Я и Другой": Пространство Отношений"
Подробнее...
 
апрель и май 2024 Выпускники программы "Международная школа психотерапии и конслуьтирования" Очные бесплатные тренинги 
Подробнее...
 
май 2025 Тамара Сикорская Программа профессиональной подготовки супервизоров для специалистов в области психологического и психотерапевтического консультирования
Подробнее...
 
октябрь 2024 и февраль 2025 Ситникова Наталья и Дина Валеева Программа подготовки консультантов экстренной психологической помощи
Подробнее...
 
сентябрь 2024 - ноябрь 2024  Ирина Гуревич Онлайн-мастерская по работе с детьми
Подробнее...
 
сентябрь - ноябрь 2024 Елена Ларионова и Сергей Валюхов Онлайн-мастерская по работе с психотерапевтическими группами
Подробнее...
 
сентябрь 2024 Преполаватели Института Гармония

Международная школа психотерапеии, консультирования и ведения групп 
Подробнее...

 
 

 

Институт Гармония © 2023